Виды концессий в россии

Содержание

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Виды концессий в россии

Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором.

Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.

  • Концессия простыми словами
  • Что такое концессионное соглашение (договор)
  • Концедент и концессионер кто это
  • Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества
  • Образец предложения о заключении соглашения

Концессия простыми словами

Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка.

Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским Кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход.

Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

: в России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.

Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:

  1. Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
  2. Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
  3. Наценке на цену продаваемого товара.

В качестве передаваемого ресурса могут выступать:

  1. Природные ресурсы.
  2. Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
  3. Оборудование и техника.
  4. Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.

Что такое концессионное соглашение (договор)

Это документ, регулирующий все вопросы о передаче имущества. Он заключается на определенный срок, на который новый владелец получает право пользоваться и владеть имуществом.

Договор обычно касается строительства нового имущества (например, возведения здания) или реконструкции имеющегося.

В последнем случае речь может идти о:

  1. Переоборудовании всего комплекса по новым технологиям, капитальном ремонте.
  2. Замене устаревшей или износившейся техники на новую.
  3. Автоматизации производства.
  4. Изменение самого функционала или технических свойств переданного имущества: например, вместо вырубки леса на определенном участке владелец будет добывать лекарственные травы, если это покажется ему более выгодным.
  5. Любые другие мероприятия, направленные на улучшение характеристик объекта.

Документ регулируется Федеральным Законом №115, в котором говорится о:

  1. Основных положениях: сторонах, передаваемых вещах, условиях и т.д.
  2. Гарантиях прав сторон.
  3. Заключении договора: порядке проведения конкурса среди юридических лиц и порядке подписания соглашения.
  4. Особенностях регулирования возникших отношений среди определенных объектов. К последним относятся объекты теплоснабжения, системы подачи горячей и холодной воды, водоотводы и их отдельные части.

Это важно: объекты исключительных прав не могут быть переданы частным лицам.

Соглашение заключается после проведения конкурса среди претендентов. Оно должно быть составлено на взаимовыгодных условиях: они заранее обсуждаются и прописываются в тексте. В зависимости от конкретных ситуаций условия могут быть разными.

Концедент и концессионер кто это

Оба понятия относятся к сторонам сделки.

Концедент – это тот, кто передает права на собственность: государство, муниципалитет или любая местная власть, обладающая правами на данный объект.

Концессионер – это юридическое лицо, которому передают права. Это может быть организация, ИП или несколько (более двух) коммерческих компаний, между которыми заключен договор простого товарищества.

Стоит отметить: в качестве концессионера может привлекаться и российское, и иностранное лицо.

Если в процессе эксплуатации объекта обязанности юрлица были переданы другой фирме, переход прав происходит в соответствии с требованиями, указанными в решении о заключении.

Концессионер не может передавать свои права на объект в качестве залога. А вот их переход к другому лицу из-за задолженности возможен, но только при согласии концедента.

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Муниципальное имущество – это имущество, которым владеет муниципалитет (местный орган управления).

Сюда входят любые МУП (муниципальные унитарные предприятия):

  1. Жилые постройки, если он не были приватизированы.
  2. Нежилые сооружения различного назначения: больницы, школы, дворцы культур, музеи, и т.д.
  3. Объекты ЖКХ: водоснабжение, электросети, канализация и т.д.
  4. Объекты культурного и исторического значения, парки, ландшафты, детские площадки.
  5. Дороги и полезные ископаемые.

При пользовании имуществом недопустимо изменение его статуса (приватизировать объект или зарегистрировать в Росреестре нового владельца), а также оставлять его в качестве залога, сдавать в аренду или выставлять на торги.

При заключении концессионного договора необходимо помнить о том, что любые повреждения объекта или его гибель возмещается концессионером, если в договоре не указано иное.

Обратите внимание: концессионер может застраховать объект, но тоже за свой счет.

Также в договоре необходимо указать:

  1. Объем производства, если такое имеется.
  2. Объем инвестиций.
  3. Правила установления или изменения цен на продукцию, если объект что-то производит или указывает услуги. Временный владелец не имеет права без какой-либо весомой причины повысить стоимость товара, так как это негативно отразится на дальнейшей деятельности объекта, когда тот вернется в руки муниципалитета.

Образец предложения о заключении соглашения

Его Вы можете скачать здесь, но в каждом случае соглашение составляется индивидуально, поскольку обе стороны должны прийти к соглашению.

В договоре обязательно должно быть указаны:

  1. Все обязательства концессионера: характеристики будущего объекта, что должно быть реконструировано, в какие сроки и т.д.
  2. Если передается земля, отмечают все правила, на основании которых будет вестись деятельность на них.
  3. Описание объекта и его состав: если дело касается недвижимости, то его точный адрес и характеристики, если машин – то номера и другие отличительные нюансы. Это необходимо для исключения мошенничества. Тут же указывают экономические характеристики.
  4. Цели и задачи пользования объектом: восстановление, разработка рудников и т.д. Этот пункт не позволит концессионеру использовать объект в своих целях и причинить ему вред.
  5. Период действия бумаги и срок эксплуатации самого объекта. Это разные даты: договор может действовать дольше, чем длится сама эксплуатация.
  6. Любые другие важные нюансы: например, возможность страхования объекта, при каких условиях возможно расторжение и т.д.

Замечание специалиста: основные пункты договора прописываются в образце до проведения конкурса. Это позволяет претендентам ознакомиться с условиями и решить, стоит ли принимать участие. Эти пункты могут быть скорректированы после окончания конкурса только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Остальные меняются при достижении согласия между сторонами.

Концессионное соглашение заключается в передаче определенного объекта от государства юридическим лицам и его дальнейшей модернизации или эксплуатации.

Это позволяет повысить заинтересованность юрлиц в инвестициях в муниципальную собственность и принести им определенный доход.

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором специалист разъясняет актуальное положение дел с концессионными соглашениями в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/biznes/kontsessionnoe-soglashenie.html

Что такое договор концессии простыми словами

Виды концессий в россии

Инвестиции – это нужные финансовые поступления для любой страны. Особенно остро государства нуждаются в инвестициях из-за рубежа.

Во-первых, это ресурсы материального характера, во-вторых, – решения в сфере технологий, инженерии, управления человеческими ресурсами. Государства часто нуждаются в иностранных профессионалах. Решить проблему инвестиций можно с помощью концессий.

Перед государством стоит задача добиться реализации какого-то проекта. Проект может быть строительным – аэропорт, электростанция, новая станция метрополитена.

Очевидно: чтобы построить новый объект, нужны значительные средства. Кроме собственно расходов на строительство нужно еще привлечь квалифицированную рабочую силу, найти подрядчика, который отнесется к работе со всей ответственностью.

Организация и даже муниципалитет могут не справиться с такой непомерной финансовой нагрузкой. Поэтому в таком случае часто требуются инвестиции. Организация строит объект и впоследствии после его открытия получает с объекта доход, который покрывает затраченные расходы.

Концессии – это процесс предоставления правительством организации права на возведение объекта с дальнейшей передачей его в государственную собственность.

При этом организация получает возможность эксплуатации объекта после завершения строительства в течение какого-то периода.

Примеры строительства объектов с использованием договора концессии есть и в нашей стране. Например, мост через реку Обь в Новосибирске, некоторые станции водоснабжения в Волгоградской области были построены именно таким образом.

При этом договор концессии в России – это не современное изобретение. Сделки такого рода заключались еще в средние века, когда был жива система откупов. Тогда частные предприятия получали право собирать налоги с русских граждан, которые затем шли в казну государства.

Концессионное соглашение – договор

Официальным документом, закрепляющим сделку по концессии, является договор или концессионное соглашение.

При этом в соглашении должны быть прописаны следующие моменты:

  • Сведения общего характера о целях каждой из сторон сделки. Часто вторая сторона соглашения выбирается с помощью общих торгов. При этом сведения о таком мероприятии тоже обязаны прописать в договоре.
  • Сведения описательного характера об объекте, который строится. Так, требуется прописать его размер, период создания и срок завершения строительства, некоторые характеристики процесса строительства.
  • Правила использования строящегося объекта после введения в эксплуатацию, объем выплаченных средств.
  • Права и обязанности каждой из сторон концессионного соглашения:
  • Концессионер. Здесь прописываются все моменты, касающиеся организации, которая возводит объект. Например, записываются сведения о том, кто строит объект – сама компания или ее подрядчики. Организация должна придерживаться установленных правил, использовать объект в соответствии с целью, после сдачи объекта передать его государственным органам. При необходимости ремонтировать объект, обслуживать переданный проект и технические материалы.
  • Концессионер может по требованию концедента дать банковскую гарантию того, что он справится с требованиями.
  • Концедент. Государство обязано придерживаться технических правил и норм законодательства, передать землю для строительства во временное пользование компании. При этом сторона концессионера может требовать от другой стороны строго исполнять ее обязательства по срокам и прочим моментам строительства.
  • Третья сторона. Между концессионером и концедентом могут возникать споры, которые разрешаются с участием еще одной стороны. Для большей справедливости суда в качестве третьей стороны выбирается орган, который находится в другой стране.

Коммерческая концессия

Такой вид концессии нужен для того, чтобы компания могла передать особые права другому лицу (физическому или юридическому).

Коммерческая концессия по своим условиям похожа на франчайзинг. Таким образом сейчас расширяются сети фаст-фуда.

Владелец компании передает права другому лицу производить или распространять товары или услуги под его брендом, с использованием его технологий и пр. При этом владелец фирмы оставляет за собой право требовать арендной платы за использование бренда.

В чем различия коммерческой и обычной концессии?

  1. В обычной концессии лицо, которое предоставляет право владеть чем-либо – это правительство. В коммерческой концессии таким лицом становится владелец компании или ее представитель.

  2. Коммерческая концессия не дает концессионеру право на обладание или распоряжение своим имуществом.
  3. Государство, предоставляя право на объект, не заинтересовано в получении имущественной выгоды.

    Коммерческий концедент, напротив, продает свой бренд ради получения материальной выгоды.

Как определяются стороны концессии?

Концессионер – та сторона, которая получает право пользоваться имуществом государства и берет на себя обязанность сдать объект в назначенное время.

Концедент – сторона, которая предоставляет право пользоваться своим имуществом стороне, которая приносит прибыль концеденту.

Плата в концессии

За время пользования государственным объектом, сторона-концессионер обязана выплачивать государству нечто вроде «арендной платы».

Она может устанавливаться такими способами:

  • как процент от прибыли, которую компания получает при использовании объекта;
  • как фиксированная сумма за определенный период;
  • как передача имущества, которое принадлежит компании, в собственность государства.

Обе стороны согласуют размер платы так, чтобы он устроил каждого. Такой механизм развития строительства выгоден каждой стороне. Государство получает от него готовую инфраструктуру в той части города, которая в этом нуждается.

При этом сотрудничество с бизнесом открывает новые возможности и привлекает сторонние вложения в государственные объекты.

Источник: https://helpjournal.ru/chto-takoe-dogovor-kontsessii-prostymi-slovami/

ТОП-10 крупных концессионных проектов

Виды концессий в россии

Механизм концессий позволяет реализовывать масштабные инфраструктурные проекты с меньшей нагрузкой для бюджета, чем если бы это было в рамках госзаказа.

С помощью концессионных соглашений в России строятся федеральные трассы, прокладываются в труднодоступные регионы железные дороги, развиваются аэропорты и соединяются берега.

Мы собрали топ-10 проектов (участки М11 и ЦКАД объединены в один пункт) с наибольшим объемом инвестиций.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЭЛЕГЕСТ-КЫЗЫЛ-КУРАГИНО

На сегодняшний день, по данным платформы «РОСИНФРА», самым крупным по объему инвестиций является концессионный проект по созданию железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино. Инициатором проекта выступило АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» бизнесмена Руслана Байсарова. Концессионное соглашение между «ТЭПК «Кызыл — Курагино» и Росжелдором было заключено 17 мая 2018 года.

Срок соглашения – 30 лет, из них строительство должно занять 4,5 года, но изначальные сроки несколько раз сдвигались. Общий объем инвестиций – 194,2 млрд руб. Проект реализуется без привлечения бюджетных средств.

Возврат инвестиций предусмотрен с помощью прямого сбора платы с потребителей за пользование объектом и платы концедента в формате компенсации минимального гарантированного дохода. Концессионная плата состоит из фиксированной части – 120 млн руб.

(с учетом НДС) ежегодно (в первый год – 170 млн руб.) и части сверхдохода.

Дорога предназначена для вывоза концентрата коксующегося угля Элегестского месторождения на российские металлургические комбинаты России и на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Это будет первая железная дорога в Туве, которая соединит регион с Транссибирской магистралью.

В начале 2020 года был выбран проектировщик, который должен провести проектно-изыскательные и иные работы до августа 2021 года.

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД

Еще одним крупным проектом в железнодорожной отрасли стала концессия по строительству Северного широтного хода, в частности, участка Обская-Салехард-Надым. Концессионное соглашение было подписано между Росжелдором и специально созданной компанией – ООО «СШХ» 2 октября 2018 года.

Срок соглашения – 35 лет. Общий объем инвестиций – 134,4 млрд руб., из которых внебюджетные (собственные и заемные средства) составляют 119,4 млрд руб., капитальный грант – 11,8 млрд руб.

Возврат инвестиций будет осуществляться через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей. На этапе эксплуатации предусмотрена ежегодная концессионная плата в размере 100 тыс. руб.

, а также выплата части свердоходов.

Северный широтный ход свяжет Транссибирскую магистраль с портом Сабетта, что благоприятно скажется на перевозке грузов (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы) и связности регионов.

ОБХОД ТОЛЬЯТТИ С МОСТОВЫМ ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ

Значимым проектом для развития связности регионов и логистических путей является строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу стоимостью 120,8 млрд руб.

Дорога с мостом станет частью международного транспортного маршрута «Европа –Западный Китай».

Концессионное соглашение по проекту подписано 16 октября 2019 года между правительством Самарской области и ХП «Концессионная компания «Обход Тольятти» («Инфракап», «Автодор платные дороги», «ДСК «Автобан»), которая выступила с частной концессионной инициативой.

Срок соглашения – 20 лет. Внебюджетные инвестиции в проект составляют 53,5 млрд руб., капитальный грант – 67,4 млрд руб. Возврат инвестиций будет обеспечен через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей. Предусмотрена единовременная концессионная плата в размере 1 тыс. руб.

Обход Тольятти протяженностью около 100 км включен в комплексный план магистральной инфраструктуры. Дорога будет 1Б технической категории с четырьмя полосами движения.

АВТОДОРОГА СОЛНЦЕВО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Активно использует механизм концессий для развития региональной инфраструктуры Московская область. 1 февраля 2020 года было подписано концессионное соглашение между областным правительством и ООО «Лыткаринская платная дорога» по созданию и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги, которая пройдет от Солнцево через Бутово, Видное и ряд других населенных пунктов к Железнодорожному.

Срок соглашения – 29 лет. Общий объем инвестиций – 86,7 млрд руб., из них внебюджетные составят 52,1 млрд руб., бюджетные – 34,6 млрд руб. Вернуть вложенные средства концессионер сможет с помощью сбора платы с потребителей и платы концедента в форме МГД. 

Протяженность дороги составит 53 км, количество полос движения – от четырёх до шести, интенсивность движения – 40 тыс. автомобилей в сутки. Дорога соединит населенные пункты, расположенные на южных, юго-восточных и восточных территориях Московской области, сократив время в пути. Стоимость проезда составит 10 рублей за 1 км.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОДОРОГА (комплекс №3 и №4)

В Московской области реализуется еще один масштабный дорожный проект – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Наиболее дорогими являются пусковые комплексы №3 (84 млрд руб.) и №4 (85,4 млрд руб.).

Концессионное соглашение по комплексу №3 было подписано между госкомпаний «Автодор» и ООО «Автодорожная строительная корпорация» («ДСК «Автобан») 11 августа 2016 года.

По комплексу №4 концессионное соглашение между «Автодором» и ООО «Юго-восточная магистраль» («ДСК «Автобан», РФПИ) было заключено 2 июня 2017 года

Срок каждого соглашения – 30 лет. Внебюджетные средства (заемное финансирование) на ЦКАД-3 составляют 42 млрд., такая же сумма предусмотрена из федерального бюджета и ФНБ. На ЦКАД-4 – 35,7 млрд руб. из внебюджетных источников и 49,7 млрд руб. из федерального бюджета и ФНБ. Возврат инвестиций по обоим проектам будет осуществляться в виде платы концедента.

ЦКАД протяженностью 339 км пройдет по территории Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 км от МКАД и станет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Сроки ввода в эксплуатацию участков дороги несколько раз переносились. Теперь власти ожидают завершения строительства в 2021 году.

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛЕНУ В ЯКУТИИ

В 2019 году с помощью концессионного механизма удалось сдвинуть с мертвой точки проект строительства моста через реку Лену в районе Якутска, реализацию которого обсуждают ни одно десятилетие.

Концессионное соглашение между правительством Якутии и «Восьмой концессионной компанией» (СП группы «ВИС» и госкорпорации «Ростех»), выступившей с частной инициативой, было подписано 13 февраля 2020 года.

Срок соглашения – 25 лет, из них 6 лет – на проектирование и строительство. Общий объем инвестиций – 83,2 млрд руб., из которых 28,9 млрд руб. – внебюджетные, 54,3 мрлд – капитальный грант. Возврат инвестиций предусмотрен через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей.

Мост соединит западную и восточную части Якутии, что скажется на стоимости и сроках перевозки грузов и пассажиров, а также обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики. В начале июля вице-премьер Марат Хуснуллин предложил ускорить строительство моста и сдать его не в 2025, а в 2024 году.

СКОРОСТНАЯ ТРАССА М-11 «НЕВА»

Значимой частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» станет федеральная трасса М-11 «Нева», которая связала Москву и Санкт-Петербург. Самыми дорогими стали участки 15-58 км (59,6 млрд руб.) и 543 – 684 км (82,6 млрд руб.).

Концессионные соглашения по 15-58 км (первый участок) заключено 27 февраля 2009 года между госкомпанией «Автодор» и ООО «Северо-Западная концессионная компания» (VINCI и «Мостотрест»), по 543-684 км (седьмой участок) – 18 ноября 2014 года между «Автодором» и ООО «Магистраль двух столиц» (ВТБ Капитал и VINCI Highways).

Срок соглашения по участку 15-58 км – 31 год. Из внебюджетных источников в проект было вложено 36,6 млрд руб., из бюджета – 23 млрд руб. Срок соглашения по участку 543 – 684 км – 27 лет. 25 млрд руб.

было направлено из внебюджетных источников, 57,6 млрд – из бюджета. Возврат инвестиций по первому участку предусмотрен через прямой сбор платы с потребителей, по седьмому – с помощью платы концедента.

 

Первым был запущен участок 15-58 км, это произошло в декабре 2014 года, а с ноября 2015 года на нем был введен режим платности. Седьмой участок удалось запустить только в сентябре 2019 года. Через два месяца было открыто движение по всей магистрали.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО

До недавнего времени в концессию передавали только региональные аэропорты, видя в этом возможность доинвестировать их. Разговоры о концессии аэропортов МАУ длились не один год, но в итоге только 25 декабря 2018 года было подписано концессионное соглашение в отношении Шереметьево между Росавиацией и АО «Международный аэропорт Шереметьево».

Срок соглашения – 49 лет. Инвестор вложит в развитие аэропорта 61 млрд руб. Компенсация затрат предусмотрена через прямой сбор платы с потребителей (авиакомпаний). Концессионная плата – 1 тыс. руб. в год.

В рамках концессии будет запущен терминал С1, построен С2 и реконструирован F. Из аэродромных объектов будут построены две магистральные рулежные дорожки, перрон, реконструирована первая взлетно-посадочная полоса.

Также в числе концессионных проектов с большим объемом инвестиций можно отметить: Северный дублер Кутузовского проекта в Москве (43 млрд руб.), обход Хабаровска (41,3 млрд руб.), систему взимания платы с большегрузов «Платон» (28,9 млрд руб.) и другие.

Более подробно узнать о концессионных проектах, реализуемых в России, можно в разделе «База проектов».

Источник: https://rosinfra.ru/news/top-10-krupnyh-koncessionnyh-proektov

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

Виды концессий в россии

Концедент – это обладатель права собственности на объект, по поводу которого заключается концессионное соглашение. В его качестве может выступать:

  1. Государство. Его представляет Правительство страны или федеральный исполнительный орган, уполномоченный Правительством.
  2. Регион. Интересы субъекта РФ представляют региональные власти, если соглашение заключается в отношении объектов, которые ему принадлежат.
  3. Муниципалитет. В данном случае полномочия концедента возлагаются на орган местного самоуправления. Это осуществляется, если соглашение касается объектов, которые являются собственностью муниципалитета.

О правах и обязанностях концедента говорится в концессионном соглашении. Одни из них возникают до его заключения, а другие – при подписании договора. В России принят Закон «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ. В нем говорится о правах и обязанностях, а также полномочиях концедента.

Конфиденциальность

Концедент не имеет право разглашать информацию, которая согласно соглашению, является конфиденциальной или является коммерческой тайной.

Так, в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ указывается требование не передавать сведения, полученные при получении соответствующего доступа, 3-м лицам, если на это нет согласия обладателя данных сведений.

В этом же правовом акте указывается, что специальные законы устанавливают условия, посредством которых информация относится к коммерческой, служебной или другой тайне, в ее отношении должна соблюдаться конфиденциальность, а за разглашение данных предусматривается наступление юридической ответственности. Таким образом, концедент и концессионер могут указать в заключаемом соглашении список данных, которые являются тайными.

Более того, конфиденциальность информации, которая составляет коммерческую тайну, должна соблюдаться вне зависимости от того, предусмотрены ли данные пункты в соглашении или нет. Данные правоотношения регулируются Законом «О коммерческой тайне» №98-ФЗ.

Действия при надзоре

Порядок исполнения надзорной функции концедента и учет регулируется соглашениями, которые утверждаются Правительством. В частности, они предусматривают:

  1. Уведомлять концессионера о юрлицах и органах, которые могут осуществлять права и обязанности концедента.
  2. Запрашивать у концессионера сведения о выполнении обязательств.
  3. Обязанность сторон подписать акт об исполнении обязательств после наступления данных фактов.
  4. При обнаружении нарушений, способных значительно повлиять на соблюдение условий соглашения концессионером, обязанность концедента заключается с том, чтобы сообщить ему об этом в установленный срок.

Правовая основа концессионной деятельности

Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства.

Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999.

В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования.

Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.

Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.

Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа.

Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств.

После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.

С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.

Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).

Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.

Использование средств концедента

Концедент вправе брать на себя определенные расходы на образование, реконструкцию и пользование объекта. А также предоставлять гарантии концессионеру, согласно действующему законодательству.

Величина расходов концедента, условия и порядок их предоставления указывается в предварительном заключении о соглашении и в документации о проведении конкурса.

Та же информация должна быть отражена и в самом договоре.

Также концедент может вкладывать средства в проект. Обычно это осуществляется при низкой или небольшой эффективности с точки зрения коммерции, но при большой значимости объекта социального, экономического, стратегического и экологического характера. Поэтому перед тем, как осуществляется плата концедента по концессионному соглашению, проверяется социальная значимость проекта. Это важно.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Изменение концессионного соглашения концедентом

На основании правительственного решения, а также предложений концессионера, концедент вправе изменить:

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/semya/koncedenta-chto-eto.html

Концессионные соглашения и соглашения о ГЧП: основные характеристики

Виды концессий в россии

Несмотря на то что государственно-частное партнёрство (далее – ​ГЧП) сейчас очень популярно и этот институт активно развивается, на практике ГЧП часто путают с иными формами взаимодействия государства и инвестора (т.н. формами государственно-частного взаимодействия)[593]. Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием того, что такое ГЧП.

На федеральном уровне предусмотрены следующие формы ГЧП:

  • концессионное соглашение согласно закону № 115-ФЗ[594]
  • соглашение о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве (далее – ​СГЧП) согласно закону № 224-ФЗ[595]

Концессионные соглашения и СГЧП – ​это гражданско-правовые договоры, заключаемые между публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частной стороной на длительный срок.

Предмет таких соглашений – ​создание, строительство и (или) реконструкция[596] частной стороной объекта соглашения (объекта инфраструктуры, например, автомобильной дороги, транспортного объекта, объекта здравоохранения, образования, спорта), получение частной стороной прав на объект, а также эксплуатация и техническое обслуживание стороной (определяемой в зависимости от формы ГЧП и распределения обязанностей сторон) данного объекта в течение срока, установленного соглашением.

В качестве объекта соглашения по общему правилу выступает недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением.

Есть одно исключение, когда возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества.

Объектами таких соглашений могут быть объекты ИТ – программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные) и (или) сайты в сети «Интернет» или других сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов, либо объекты ИТ и технические средства обеспечения функционирования объектов ИТ. Исчерпывающий перечень возможных объектов соглашения определён, соответственно, в ст. 4 закона № 115-ФЗ и ст. 7 закона № 224-ФЗ (подробнее см. раздел 4.3).

Заключение концессионных соглашений и СГЧП по общему правилу осуществляется[597]:

  • путём проведения торгов в форме конкурса (инициатор – РФ, субъект РФ и (или) муниципальное образование в лице уполномоченных органов);
  • в рамках процедуры частной инициативы (инициатор – ​частное лицо).

В рамках частной инициативы частная сторона подаёт предложение, включающее в себя среди прочих документов проект соглашения.

Указанное предложение после его согласования с публичной стороной размещается на сайте торгов для приёма заявок от иных интересантов.

В случае отсутствия иных заинтересованных в проекте лиц соглашение заключается с инициатором без проведения конкурса. В случае поступления заявок от третьих лиц проводится конкурс по общим правилам.

Необходимые для реализации проекта земельные участки передаются частной стороне отдельно, во исполнение заключённых концессионных соглашений, СГЧП. Как правило, речь идёт о договоре аренды, заключаемом без торгов (пп. 23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счёт поступлений от  использования объекта соглашения (например, оказания медицинской помощи, оказания гостиничных услуг).

Однако и законом № 115‑ФЗ, и законом № 224-ФЗ предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частной стороны на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации проекта и (или) возмещения недополученных доходов частной стороны.

Концессионные соглашения (в силу того, что закон № 115-ФЗ был принят в 2005 году) имеют длительную практику реализации[598], сложившуюся судебную практику по многим спорным вопросам. Наибольшее количество концессионных проектов осуществляется на муниципальном уровне, а наибольший объём инвестиций вложен в рамках проектов регионального уровня[599].

Закон № 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2016 года, практика заключения и реализации СГЧП в настоящее время минимальна.

До появления указанного закона в большинстве субъектов России, во многих муниципальных образованиях были приняты собственные законы (акты) о ГЧП, регулирующие порядок заключения инвестиционных соглашений[600]. Согласно п. 2 ст.

 47 закона № 224-ФЗ положения этих региональных и муниципальных актов применяются в отношении только тех соглашений, которые были заключены до вступления в силу закона № 224-ФЗ.

Наиболее известные проекты, реализуемые по региональному законодательству о ГЧП, – ​это создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»[601], создание, реконструкция и эксплуатация объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково[602], создание и эксплуатация образовательных объектов в Пушкинском районе Санкт-Петербурга[603].

В связи с устоявшейся практикой применения концессионные соглашения в настоящее время выступают наиболее предсказуемым инструментом для долгосрочных инвестиций.

Тем не менее СГЧП также являются перспективной формой взаимодействия государства и бизнеса в связи с отдельными преимуществами перед концессионными соглашениями – ​например, по СГЧП объект соглашения по общему правилу находится в собственности частной стороны, в то время как по концессионному соглашению объект поступает в публичную собственность.

Таблица 27. Основные различия между концессионным соглашением и СГЧП

Одним из возможных и наиболее перспективных направлений использования концессий и СГЧП, помимо реализации крупных, как правило, транспортных проектов, является создание социальной и дорожной инфраструктуры при КОТ.

Следует отметить, что отсутствие у частного лица в договоре о КОТ обязательства по созданию социальных объектов позволяет решить одну из основных проблем – ​удорожание стоимости жилья в связи с дополнительными расходами на строительство.

Ключевыми характеристиками концессионных соглашений и СГЧП являются:

  • возможность разделить отдельные риски, которые традиционно лежат на частной стороне, с публичной стороной – ​например, риск невыдачи разрешений, согласований государственными органами, риск негативного изменения законодательства, риск неполучения выручки;
  • возможность заключения соглашений без проведения торгов на условиях, предложенных частной стороной (в рамках процедуры частной инициативы);
  • законодательно установленная возможность заключения прямого соглашения между пуб­личной стороной, частной стороной и финансирующей организацией, регулирующего взаимодействие сторон при реализации концессионного соглашения, СГЧП, при его изменении и прекращении;
  • долгосрочный характер соглашений – ​традиционно соглашения заключаются на несколько десятилетий;
  • достаточно длительная процедура предварительной проработки документов, необходимых для реализации проектов, юридического, финансового и технического характера;
  • заключённое соглашение, включающее финансовые обязательства государства, порождает возникновение расходных обязательств – ​это одна из гарантий того, что средства будут выделены из бюджета[604].

Источник: https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-4-1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.