Виды обращений граждан в органы местного самоуправления

Обращения граждан в органы местного самоуправления

Виды обращений граждан в органы местного самоуправления

Обращениями граждан в органы местного самоуправления являются изложенные в устной или письменной форме индиви­дуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Процессуальные гарантии данной конституционной нормы закреплены в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В предшествующий период порядок рассмотрения обраще­ний граждан долгие годы регулировался лишь Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.

№ 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Общие положения, касающиеся обращения граждан в органы местного самоуправления, были закреплены и в ст.

26 Федерального закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации».

Закон об общих принципах организации местного само­управления определил, что порядок и сроки рассмотрения об­ращений граждан в органы местного самоуправления устанавли­ваются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных ор­ганов муниципальных образований.

Обращения граждан в органы местного самоуправления, с одной стороны, служат цели реализации конкретных прав граждан и соответствующей обязанности органов местного са­моуправления принять меры по обеспечению этих прав в рам­ках ответственности публичной власти перед гражданами, с другой — обращения граждан можно рассматривать как фор­му обратной связи между населением и муниципальной вла­стью.

Возможность граждан через институт обращений влиять на действия и решения органов и должностных лиц местного са­моуправления, добиваться соответствия этих решений интересам населения способствует становлению в муниципальных образо­ваниях демократической системы местной власти.

Важно при этом, чтобы такая возможность подкреплялась действенным ме­ханизмом ответственности органов и должностных лиц местно­го самоуправления за волокиту при рассмотрении обращений, необоснованные отказы в принятии и рассмотрении обращений граждан, дачу ответа не по существу обращения и иные нару­шения прав граждан.

Обращения граждан в органы местного самоуправления осу­ществляются свободно и добровольно. Обращение должно содер­жать необходимые сведения о заявителе. Анонимные обраще­ния не рассматриваются.

Предложение — это обращение гражданина, направленное на совершенствование организации и деятельности органов и долж­ностных лиц местного самоуправления, принимаемых муници­пальных нормативных правовых актов, улучшение социально- экономической и иных сфер местной жизни, деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, по решению вопросов местного значения, реализации прав и свобод граждан. Заявление — это обращение гражданина с просьбой о содей­ствии в реализации принадлежащих ему или другим лицам прав, предусмотренных Конституцией РФ и действующим законода­тельством.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принад­лежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, иными законами Российской Федерации, законами субъектов Федерации.

Жалоба — обращение гражданина с просьбой о восстановле­нии или защите его нарушенных прав, свобод или законных инте­ресов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, нарушенных действиями (бездействием), ре­шениями органов местного самоуправления, их должностными и вы­борными лицами руководителями предприятий, учреждений и общест­венных объединений.

Ходатайство — это письменное обращение гражданина с просьбой о при­знании за ним определенного статуса, прав, льгот, гарантий и преимуществ, с представлением необходимых документов, их подтверждающих.

Коллективное обращение — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Устное обращение гражданина в органы и к должностным лицам местного самоуправления возможно в ходе личного при­ема граждан руководителями органов и должностными лицами местного самоуправления, в ходе отчетов этих лиц перед на­селением, их встреч и бесед с жителями муниципального об­разования, по телефону и в иных формах. Информация о по­рядке личного приема граждан, месте, днях и часах приема доводится до сведения населения.

Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в установленные законом сроки.

Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки — не позднее 15 дней – рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств.

По решению руководителей орга­нов власти допускается продление сроков разрешения дел в свя­зи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необхо­димые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде.

В таких случаях срок обращения продлевается на весь период су­дебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

За нарушение должностным лицом местного самоуправле­ния порядка и срока письменного ответа на обращения граж­дан в органы местного самоуправления законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение.

Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчи­ненности органы государственной власти или на имя тех должно­стных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также непра­вомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обраще­нии. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих доку­ментов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляю­щие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной вла­сти и должностных лиц, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Источник: https://studopedia.su/4_47836_obrashcheniya-grazhdan-v-organi-mestnogo-samoupravleniya.html

Правовая основа:

  1. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст.33);

  2. ФЗ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

  3. В некоторых субъектах РФ приняты соответствующие законы по данным вопросам.

Обращенияэтоизложенные в устной или письменнойформе предложения, заявления, жалобы,ходатайства, в том числе коллективныеобращения граждан.

Виды обращений:

  • Предложенияобращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений в решении различных вопросов местной жизни, то есть мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни (например, внести поправку в устав муниципального образования, скорректировать график работы муниципального транспорта с учетом потребностей населения);

рекомендациягражданина по совершенствованию законови иных нормативных правовых актов,деятельности государственных органови органов местного самоуправления,развитию общественных отношений,улучшению социально-экономической ииных сфер деятельности государства иобщества

  • Заявленияобращение гражданина по поводу реализации субъективных прав, закрепленных в законодательстве (по постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий);

просьбагражданина о содействии в реализацииего конституционных прав и свобод иликонституционных прав и свобод другихлиц, либо сообщение о нарушении законови иных нормативных правовых актов,недостатках в работе государственныхорганов, органов местного самоуправленияи должностных лиц, либо критикадеятельности указанных органов идолжностных лиц

  • Жалобыобращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов и должностных лиц местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и т.п.

– просьбагражданина о восстановлении или защитеего нарушенных прав, свобод или законныхинтересов либо прав, свобод или законныхинтересов других лиц

  • Ходатайствописьменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

  • Петицииколлективные обращения граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ.

  • письменные – должны содержать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства, работы или учебы, дату и личную подпись обращающегося; изложение существа обращения; наименование и адрес органа или должностного лица местного самоуправления, в которое направляется обращение (анонимные обращения не рассматриваются);

Гражданин всвоем письменном обращении в обязательномпорядке указывает либо наименованиегосударственного органа или органаместного самоуправления, в которыенаправляет письменное обращение, либофамилию, имя, отчество соответствующегодолжностного лица, либо должностьсоответствующего лица, а также своифамилию, имя, отчество (последнее – приналичии), почтовый адрес, по которомудолжны быть направлены ответ, уведомлениео переадресации обращения, излагаетсуть предложения, заявления или жалобы,ставит личную подпись и дату.

В случаенеобходимости в подтверждение своихдоводов гражданин прилагает к письменномуобращению документы и материалы либоих копии.

1. В случае, если вписьменном обращении не указаны фамилиягражданина, направившего обращение, ипочтовый адрес, по которому должен бытьнаправлен ответ, ответ на обращение недается.

Если в указанном обращениисодержатся сведения о подготавливаемом,совершаемом или совершенном противоправномдеянии, а также о лице, его подготавливающем,совершающем или совершившем, обращениеподлежит направлению в государственныйорган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, вкотором обжалуется судебное решение,возвращается гражданину, направившемуобращение, с разъяснением порядкаобжалования данного судебного решения.

3.

Государственныйорган, орган местного самоуправленияили должностное лицо при полученииписьменного обращения, в которомсодержатся нецензурные либо оскорбительныевыражения, угрозы жизни, здоровью иимуществу должностного лица, а такжечленов его семьи, вправе оставитьобращение без ответа по существупоставленных в нем вопросов и сообщитьгражданину, направившему обращение, онедопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, еслитекст письменного обращения не поддаетсяпрочтению, ответ на обращение не даетсяи оно не подлежит направлению нарассмотрение в государственный орган,орган местного самоуправления илидолжностному лицу в соответствии с ихкомпетенцией, о чем сообщается гражданину,направившему обращение, если его фамилияи почтовый адрес поддаются прочтению.

5.

В случае, если вписьменном обращении гражданинасодержится вопрос, на который емумногократно давались письменные ответыпо существу в связи с ранее направляемымиобращениями, и при этом в обращении неприводятся новые доводы или обстоятельства,руководитель государственного органаили органа местного самоуправления,должностное лицо либо уполномоченноена то лицо вправе принять решение обезосновательности очередного обращенияи прекращении переписки с гражданиномпо данному вопросу при условии, чтоуказанное обращение и ранее направляемыеобращения направлялись в один и тот жегосударственный орган, орган местногосамоуправления или одному и тому жедолжностному лицу. О данном решенииуведомляется гражданин, направившийобращение.

6. В случае, еслиответ по существу поставленного вобращении вопроса не может быть дан безразглашения сведений, составляющихгосударственную или иную охраняемуюфедеральным законом тайну, гражданину,направившему обращение, сообщается оневозможности дать ответ по существупоставленного в нем вопроса в связи снедопустимостью разглашения указанныхсведений.

7. В случае, еслипричины, по которым ответ по существупоставленных в обращении вопросов немог быть дан, в последующем были устранены,гражданин вправе вновь направитьобращение в соответствующий государственныйорган, орган местного самоуправленияили соответствующему должностномулицу.

  • устные – граждане адресуют непосредственно должностному лицу местного самоуправления, которые обязаны проводить личный прием граждан. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения, как правило, ответ дается в устной форме.

При личном приемегражданин предъявляет документ,удостоверяющий его личность.

устногообращения заносится в карточку личногоприема гражданина.

В случае, еслиизложенные в устном обращении факты иобстоятельства являются очевидными ине требуют дополнительной проверки,ответ на обращение с согласия гражданинаможет быть дан устно в ходе личногоприема, о чем делается запись в карточкеличного приема гражданина. В остальныхслучаях дается письменный ответ посуществу поставленных в обращениивопросов.

Письменноеобращение, принятое в ходе личногоприема, подлежит регистрации и рассмотрениюв порядке, установленном настоящимФедеральным законом.

В случае, если вобращении содержатся вопросы, решениекоторых не входит в компетенцию данныхгосударственного органа, органа местногосамоуправления или должностного лица,гражданину дается разъяснение, куда ив каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личногоприема гражданину может быть отказанов дальнейшем рассмотрении обращения,если ему ранее был дан ответ по существупоставленных в обращении вопросов.

  1. По количеству обращающихся:

  • индивидуальные – обращение одного гражданина;

  • коллективные – обращение двух и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Источник: https://studfile.net/preview/2798531/page:19/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.