Виды обращений граждан в органы власти

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Виды обращений граждан в органы власти

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1.

Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 № 80-ФЗ)

 Статья 2. Право граждан на обращение

1.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 80-ФЗ)

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

 Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

 Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ-2) знакомиться с

документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.

1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 355-ФЗ)

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 Статья 7. Требования к письменному обращению

1.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 355-ФЗ)

 Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.

1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Источник: https://34.xn--b1aew.xn--p1ai/document/22021458

11.Обращения граждан. Виды обращений

Виды обращений граждан в органы власти

Статьей 33 КонституцииРФ установлено, что «граждане РоссийскойФедерации имеют право обращаться лично,а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственныеорганы и органы местного самоуправления».Такое право граждан является одним изважнейших элементов их административно-правовогостатуса.

Обращения гражданмогут быть трех видов.

Предложение —обращение граждан в государственныеорганы или общественные организации,не связанные с нарушением каких-либосубъектных прав или нарушением законныхинтересов граждан. Предложения направленына совершенствование работы органовгосударственной власти, органов местногосамоуправления и должностных лиц.

Заявление—обращение граждан с просьбой обудовлетворении каких-либо прав илизаконных интересов, не связанных с ихнарушением.

Жалоба —устные или письменные, коллективныеили индивидуальные обращения гражданв государственные органы, органы местногосамоуправления и к должностным лицамв связи с нарушением прав или законныхинтересов гражданина либо общественныхинтересов.

12.Общееправо жалобы,которым обладает любой гражданин,реализуется в соответствии с Федеральнымзаконом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан». В соответствиисо ст.

1 указанного закона каждый гражданинвправе обратиться с жалобой в суд, еслисчитает, что неправомерными действиями(решениями) государственных органов,органов местного самоуправления,учреждений, предприятий и их объединений,общественных объединений или должностныхлиц, государственных служащих нарушеныего права и свободы.

Ответственностьгосударственного служащего наступаетв связи с его обязанностью признавать,соблюдать и защищать права и свободычеловека и гражданина.

К действиям(решениям), которые могут быть обжалованыв суд, относятся те, в результате которых:

–  нарушены праваи свободы гражданина;

–  созданыпрепятствия осуществлению гражданиномего прав и свобод;

–  незаконно награжданина возложена какая-либообязанность или он незаконно привлеченк какой-либо ответственности;

–  действие(решение) повлекло за собой перечисленныепоследствия.

Гражданин вправеобжаловать как вышеназванные действия(решения), так и послужившую основаниемдля совершения действий (принятиярешений) информацию, либо то и другоеодновременно.

Гражданин вправепо своему выбору обжаловать ущемляющиеего права и свободы действия (решения):

–  в судебномпорядке;

–  в порядкеподчиненности органу, должностномулицу, государственному служащему.

В административномпорядке жалоба должна быть рассмотренав месячный срок. Если гражданину вудовлетворении жалобы в административномпорядке отказано или он не получилответа в течение месяца со дня ее подачи,он вправе обратиться с жалобой в суд. Всудебном порядке жалоба рассматриваетсяпо принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения всуд с жалобой устанавливаются следующиесроки:

три месяца со дня,когда гражданину стало известно онарушении его права;

одинмесяц со дня получения гражданиномписьменного уведомления об отказевышестоящего органа, объединения,должностного лица в удовлетворениижалобы или со дня истечения месячногосрока после подачи жалобы, если гражданиномне был получен на нее письменный ответ.

13.Специальноеправо жалобыдополняет общее право жалобы иустанавливается особымиадминистративно-правовыми актами —КоАП, ТК, Дисциплинарным УставомВооруженных Сил, Уставом железных дороги т.д. Порядок обращения граждан в данномслучае, срок подачи и рассмотренияжалобы, особенности процедуры рассмотренияи многие другие вопросы регламентируютсяуказанными специальными актами.

Специальная жалоба– позволяет учитывать особенностиправового статуса граждан как лицвыполняющих те или иные функции, какучастников трудовых или юрисдикционныхотношений.

Особенности и отличия отобщей жалобы:1) специальная жалобаможет быть подана только лицом привлеченнымк ответственности, потерпевшим илиадвокатом ст. 250, 256 КоАП.2) Может бытьтолько письменной. Для общей жалобыформа не установлена.3) Адресатомспециальной административной жалобывыступают вышестоящие органы.

Кругобщей жалобы значительно шире.4)специальная жалоба должна быть направленаадресату в течение 10 дней со дня вынесенияпостановления о наложении административноговзыскания.5) подача в установленныйсрок специальной жалобы приостанавливаетисполнение постановления о наложенииадминистративного взыскания. Ст. 270КоАП.

6) Специальная жалоба подаетсячерез орган, вынесший постановление,который обязан в течение 3 суток направитьее вместе с делом по подведомственности.ч2 ст. 267.7) Жалоба рассматриваетсяуполномоченным органом в 10-тидневныйсрок. Для общей – иные сроки.Т.о. правона  специальную жалобу уже права наобщую жалобу.

Цель состоит в том, чтобв более сжатые сроки рассматриватьжалобы постановлений о наложенииадминистративного взыскания, чтобыусилить контроль за правами граждан.

Источник: https://studfile.net/preview/4603352/page:7/

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Виды обращений граждан в органы власти

30 августа 2017 года

Все мы время от времени сталкиваемся с ситуациями, в которых необходима помощь государственных органов.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам.

Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Как правильно обратиться в органы власти, чтобы гарантированно получить ответ и решить свою проблему? Читайте в нашем материале.

Формы, виды обращений и требования к ним

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В двух последних случаях гражданин должен указать наименование органа или ФИО и должность лица, к которому обращается, свои ФИО и почтовый адрес для ответа (либо электронную почту), суть предложения, заявления или жалобы. Также необходимо проставить личную подпись и дату.

Если нужно подтвердить свои доводы, к обращению прикладываются документы либо их копии.

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации переадресуется.

Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.

В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.

Когда гражданин не получит письменный ответ от госоргана:

1) если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

2)если в обращении содержатся оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа сообщение о недопустимости злоупотребления правом;

3) если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня его регистрации об этом сообщается гражданину, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

4) если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу и обращение признано безосновательным;

5) если ответ по существу не может быть дан без разглашения государственной тайны, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.

На анонимные обращения ответ не дается, но обращение направляется в соответствующие госорганы, если гражданин сообщает о противоправном деянии.

Порядок обращения в органы прокуратуры

В органы прокуратуры гражданин может написать обращение, содержащее сведения о нарушении законов. Такое обращение будет зарегистрировано в течение трех дней. В срок от 15 до 30 дней гражданин получит ответ, если предоставленных сведений будет достаточно для разрешения вопроса.

Результатом обращения будет одно из решений прокуратуры: “удовлетворено” (в частности, при принятии мер к частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя);  “удовлетворено повторное обращение”; “отклонено”, если требования заявителя признаны необоснованными; “разъяснено”, если разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении каких-либо просьб либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; “принято иное решение”, если, например, обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю; “направлено” – в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.

Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти? (“Электронный журнал “Азбука права”, 2017) {КонсультантПлюс}

Подготовлено специалистами ГК «Земля-СЕРВИС» по материалам электронного журнала «Азбука права» (СПС КонсультантПлюс).

Источник: https://zemser.ru/news/kak-grazhdanin-mozhet-obratitsya-v-organy-vlasti

Виды обращений граждан в органы государственной власти и порядок их рассмотрения

Виды обращений граждан в органы власти

В практике существуют различные виды обращений граждан, которые регламентируются Федеральным законом 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления и к должностному лицу.[22]

В законе закреплены три вида обращений: предложение, заявление и жалоба и даны им определения.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.[23]

Особое место занимают предложения, направленные на изменение законодательства. Такие предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими структурными подразделениями и должны учитываться в процессе нормотворческой деятельности.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности этих органов и должностных лиц.[24]

С заявлением, к примеру, в государственный орган может обратиться гражданин, нуждающийся в финансовой поддержке на дорогостоящее лечение ребенка. Граждане могут просить изменить или добавить маршрут автобуса, заняться благоустройством придомовой территории и т.п.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов прав, свобод или законных интересов других лиц.

Например: жалоба жильцов об отсутствии водоснабжения многоквартирного жилого дома.

При рассмотрении жалобы в административном порядке должностное лицо, принимая решение по жалобе на акты управления, проверяет их не только на соответствие требованиям законности, но и целесообразности. При рассмотрении жалобы в судебном порядке судья проверяет их только на соответствие требованиям законности.

Разграничение между жалобой и заявлением должно проводится по иным основаниям.

Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса).

По форме подачи обращения бывают:

– Устные, в том числе, когда гражданин обращается на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует порядок рассмотрения обращений по телефонам горячей линии и Интернет конференциям с участием Президента РФ, Председателя Правительства и других высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов.

– Письменные, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронные, при помощи СМИ.

По числу лиц, направивших обращение:

· Единоличные

· Коллективные.

В базовом федеральном законе понятие коллективного обращения не дается, но закреплена возможность подачи обращения группой лиц. В инструкциях различных органов государственной власти, определяющих порядок работы с обращениями граждан, даны различные определения коллективных обращений.

Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании, имеющее общественный интерес.[25]

Коллективное обращение – обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем ания (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.[26]

В ведомственных инструкциях закреплены виды обращений, встречающиеся на практике. Отнесение таких обращений к тому или иному виду меняет порядок работы с таким обращением.

К таким видам обращений относятся: первичное, повторное, аналогичное, анонимное, многократное, некорректное по содержанию или изложению, заведомо ложное обращение и др.

Закон не определяет какие обращения считать многократными? Поданное более 2х или 3х или более число раз.

По причинам, послужившим основанием для подачи обращения:

· гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, восполнения пробелов правового регулирования,

· выявленные недостатки в качестве и порядке осуществления государственной власти,

· получение необходимой информации, получение государственных услуг, реализация прав и свобод,

· признание за гражданином определенного статуса, нарушение прав и свобод граждан, препятствия к реализации прав свобод,

· незаконное привлечение к ответственности, необходимость проведения общественных реформ

· изменения нормативного регулирования, обозначение своего мнения и др.

Одной из интересных, но нормативно не закрепленных видов обращений является открытое письмо.

Открытое письмо — специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ними выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса др.

категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации. Такими обращениями осуществляется попытка публично обозначить возникшую проблему не только перед системой государственного управления, но и перед общественностью.

Публикуются с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены.

Открытые письма пользуются популярностью среди населения. Они позволяют гражданам свободно в масштабах всей страны говорить о проблемах, не обращаясь непосредственно к властным структурам. Однако в большинстве случаев откликаются на открытые письма обычные граждане.

Так как данный вид обращений не получил законодательного закрепления, нет никаких гарантий, что гражданин получит ответ по существу поставленных вопросов, законодательством не закреплена ответственность за бездействие со стороны адресата открытого письма.

На наш взгляд необходимо включить открытое письмо в обязательный общефедеральный список видов обращений граждан.

Источник: https://cyberpedia.su/6x7e39.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.