Виды права публичной собственности

Содержание

Право публичной собственности: понятие, объекты, субъекты

Виды права публичной собственности

Составными структурами государственной собственности в России выступает федеральное имущество вместе с собственностью субъектов РФ. Государственная собственность включает в себя все земельные участки и другие природные ресурсы, которые не являются частным владением гражданских или юридических лиц, а также отдельных муниципальных организаций.

Распределение публичной собственности между субъектами

Верховный Совет РФ с 1991 года занимается разграничением объектов этой публичной собственности между всеми субъектами на основе нормативно-правовых актов. Согласно этим показателям, федеральной считаются следующие виды собственности:

  • ресурсы континентального шельфа, которые сейчас активно исследуются в целях нахождения новых ценных ресурсов;
  • имущество, принадлежащее вооруженным силам;
  • объекты, изготовленные в целях обороны;
  • все предприятия, которые считаются важной частью народного хозяйства и совместимых отраслей.

Субъекты РФ могут получить административно-правовые доступы к собственности на все объекты, которые являются федеральными, как, к примеру, сейчас делают с предприятиями атомного и энергетического машиностроения, автотранспорта и пр.

Так можно более эффективно развивать инфраструктуру за счет частной деятельности объектов.

ГК не является единственным законным документом, что регулирует распределение права публичной собственности – положения регламентируются также ЗК и Законом об обороте земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства. 

Формирование и структура муниципальной собственности

Определение 1

Муниципальная собственность государства состоит из объектов, которые являются непосредственной территориальной частью города или сельского поселения, главным предназначением которого является обслуживание нужд этой территории (взносы в муниципальный фонд, развитие местной инфраструктуры и т.д.)

Часть федеральных объектов собственности сейчас активно передается субъектам РФ для ведения хозяйственной деятельности.

В свою очередь, государственная собственность активно передается в управление муниципальными организациями. Согласно Указу Президента РФ от 27.02.

1996 передача субъектам РФ государственной собственности касается только тех объектов, акциями которых владеет государство; получение таких документов возможно в процессе приватизации.

Стоит также понимать разницу между приватизацией и национализацией, ведь они по-разному влияют на публичную собственность субъектов, если сравнивать ее с частной собственностью.

Граждане и юридические лица считают приватизацию главным основанием для прекращения права государственной или муниципальной собственности, в то время как национализация создает такие права.

Одной из форм приобретения публичной собственности является судебный процесс конфискации имущества в отношении частных лиц.

Отдельно публичные предметы могут быть переданы в имущество РФ, как бесхозяйные вещи или другие формы обращения в качестве имущества публичной собственности. Часть такого вида имущества может быть передана непосредственно Минфину России, однако это касается только драгоценных металлов или камней, считающихся «ценными ресурсами».

Положения Правительства РФ также регулируют порядок учета, оценку и распоряжение тем имуществом, которое является публичной собственностью государства. То же касается и порядка передачи всех ценных материалов МинФину России как части государственного имущества. 

Замечание 1

Согласно п.2 данного положения, Министерству финансов должны предоставляться все конфискованные и бесхозяйные ценности, а также те материалы, которые не прошли проверку при таможенном осмотре. 

Опиши задание

Порядок управления объектной структурой публичной собственности

Разграничения объектов публичной собственности не всегда достаточно для того, чтобы иметь возможность регулировать оба элемента – государственный и муниципальный уровни должны иметь индивидуальный порядок управления. Объекты права имеют двухэлементную структуру, каждая из которых закреплена за определенными учреждениями:

  1. имущество закрепляется и управляется государством, муниципальными организациями. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью происходит согласно правам хозяйственного ведения и управления хоздеятельностью;
  2. средства, входящие в соответствующий бюджет – федеральный бюджет РФ или же бюджет местных отделений. Сюда также входит то имущество, которое в тот момент не было закреплено за определенным муниципальным или государственным учреждением. Такой вид публичной собственности называется казной – это может быть федеральная казна, казна области или же казна, принадлежащая любому другому субъекту РФ.

Все права и обязанности собственников защищаются со стороны муниципальных образовательных органов и органов местного самоуправления. Каждый орган имеет определенный набор полномочий собственника, в рамках которых они могут вести свою деятельность.

К примеру, согласно положению федерального агентства, Росимущество рассматривается как собственник некоторых федеральных учреждений, поэтому оно имеет свою долю среди акционерных обществ и другой собственности. Некоторая ее часть является государственной казной России.

Также данному органу предоставлены полномочия для осуществления передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам; учреждение также имеет право приватизировать федеральное имущество.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/grazhdanskoe-pravo/pravo-publichnoj-sobstvennosti/

Публичная форма собственности земельного участка и ее особенности

Виды права публичной собственности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности.

Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).

Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Виды права публичной собственности: . Основная классификация права публичной собственности проводится по

Виды права публичной собственности
. Основная классификация права публичной собственности проводится по такому критерию как субъект права собственности.

Публичная собственность в соответствии с Гражданским кодексом делится на государственную и муниципальную.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения*(938).

Согласно п. 2 ст. 8, ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной и частной. Но поскольку она, как и государственная, призвана обеспечивать общественные, а не частные интересы, ее следует рассматривать в качестве разновидности публичной собственности.

По своему характеру, правовой природе, принципам правового регулирования право муниципальной собственности действительно очень близко к праву государственной собственности. Но в то же время оно обладает некоторыми отличиями:

его субъекты не обладают суверенитетом;

его объектом не может быть имущество, изъятое из оборота;

имущество, ограниченное в обороте, может быть его объектом только в силу прямого указания закона;

принципы отнесения земли и других природных ресурсов к муниципальной собственности аналогичны принципам отнесения к частной и противопоставляются законодательством принципам отнесения к государственной собственности*(939).

В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную и собственность субъектов Федерации.

Федеральная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, поскольку в собственности Российской Федерации может находиться любое имущество.

Государственной собственностью также признается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

В правовой литературе отмечается, что хотя субъекты Федерации и являются государственными образованиями, они не обладают суверенитетом, не являются государствами в точном смысле слова, поэтому называть их собственность государственной не обоснованно.

Для этого предлагаются иные термины, например региональная собственность*(940).

Состав объектов собственности субъектов Федерации является более узким, чем федеральной собственности – в него не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

Таким образом, в зависимости от субъекта права собственности публичная собственность делится на: а) федеральную; б) субъекта Федерации; в) муниципальную.

В настоящее время важной проблемой является формирование единообразного механизма разграничения различных видов публичной собственности.

Особо остро стоит вопрос о разграничении собственности в так называемых сложносоставных или двухуровневых субъектах Федерации: согласно ст. 66 Конституции РФ некоторые автономные округа входят в состав края или области.

Как правило, перечень полномочий таких округов оказывается урезанным. Разграничение собственности субъекта Федерации и входящего в его состав округа в основном производится на договорной основе, т.е.

на основе заключенных между ними соглашений о разграничении собственности.

Последние в основном предусматривают, что органы автономного округа осуществляют на своей территории все полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, а субъект Федерации разрабатывает концепцию развития региона, и собственником имущества, как правило, остается сам субъект Федерации.

Определенную проблему представляет также разграничение собственности, относящейся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Совместное ведение не создает общей собственности. Под предметом совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъекта Федерации.

Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности. По этим вопросам должны быть приняты федеральные законы.

До их издания субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов, но после принятия федерального закона законы субъекта Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/vidyi-prava-publichnoy.html

Публичная собственность в гражданском праве

Виды права публичной собственности

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Право публичной собственности

Виды права публичной собственности

В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права.

Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса).

Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст.

125 Гражданского кодекса).

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности.

Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.

1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства.

При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса).

Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственностипринадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса.

Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.

2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны.

Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль.

Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

Источник: https://studopedia.ru/13_40382_pravo-publichnoy-sobstvennosti.html

Лекция 8. право публичной собственности. право общей собственности

Виды права публичной собственности

Виды, субъекты и объекты права публичной собственности.

Государственная собственность преобладает в структуре таких основных производственных фондов, как транспорт, связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, объекты производственного, социально-культурного назначения. В собственности государства находятся материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива на случай чрезвычайных обстоятельств. Наличие государственной собственности обусловлено:

– обеспечением военной, техногенной, экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной безопасности государства;

– выполнением государством присущих ему функций.

Особенности права государственной собственности:

1. Полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов.

2. Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе изъятое из оборота, субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

3. Существуют способы приобретения права собственности, характерные для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные способы принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.д.

4. Существует особое основание прекращения права собственности – приватизация.

Государственная собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Она характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности наряду с частной, государственной и иными в Конституции РФ (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9) и ГК РФ (ст. 212, 215). К субъектам муниципальной собственности относятся городские и сельские поселения, другие муниципальные образования.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать:

– имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями, как юридическими лицами, и относящееся к имуществу казны (государственной и муниципальной). Осуществление права государственной и муниципальной собственности происходит самим носителем права, в лице соответствующих государственных или муниципальных органов;

– имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Юридические лица выступают от своего имени, наделяются ограниченными вещными правами по отношению государственному или муниципальному имуществу.

Приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.

Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами и подпадают под действие общих норм гражданского права.

Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормативными актами о приватизации.

Порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами (Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”), а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами. Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами.

Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.

В качестве объектов приватизации могут выступать:

1) предприятия и другие имущественные комплексы;

2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

3) земельные участки;

4) жилые помещения;

5) акции открытых акционерных обществ.

Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Понятие и виды общей собственности.

Право общей собственности в объективном смысле (институт права общей собственности) – это совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно двум и более лицам.

Право общей собственности в субъективном смысле – это право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Составляющим единое целое.

Общая собственность характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества одновременно нескольким лицам (п. 1 ст. 244 ГК РФ).

Отношения общей собственности могут возникнуть между любыми субъектами права собственности в любых сочетаниях.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью они осуществляют сообща.

Основаниями возникновения права общей собственности являются различные юридические факты (сделки, создание фермерского хозяйства).

Общая собственность возникает:

– при поступлении в собственность нескольких лиц неделимой вещи (автомобиля) либо вещи, не подлежащей разделу в силу закона (имущество фермерского хозяйства);

– в иных случаях, установленных законом или договором.

Признаки права общей собственности:

– она принадлежит двум или более лицам;

– ее предмет составляет одно и то же имущество, которое относится к общему;

– в общей собственности наряду с внешними отношениями сособственников со всеми третьими лицами (абсолютный характер), существуют и внутренние отношения между сособственниками.

Виды общей собственности:

1. Общая долевая собственность, т.е. общая собственность с определением доли каждого сособственника в праве общей собственности (но не в имуществе, являющемся объектом этого права).

Возникает на основании закона или договора.

Доля получает количественное выражение в виде дроби: одна вторая, одна третья, либо в виде процентов: пятьдесят процентов, семьдесят пять процентов в праве общей собственности.

2. Общая совместная собственность, т.е. без определения доли каждого из сособственников. Она возникает в силу закона (общая совместная собственность супругов, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием юридических лиц, государства и муниципальных образований – только долевой.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/18016.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.