Виды публичной собственности

Содержание

Публичная собственность в гражданском праве

Виды публичной собственности

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Виды права публичной собственности: . Основная классификация права публичной собственности проводится по

Виды публичной собственности
. Основная классификация права публичной собственности проводится по такому критерию как субъект права собственности.

Публичная собственность в соответствии с Гражданским кодексом делится на государственную и муниципальную.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения*(938).

Согласно п. 2 ст. 8, ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной и частной. Но поскольку она, как и государственная, призвана обеспечивать общественные, а не частные интересы, ее следует рассматривать в качестве разновидности публичной собственности.

По своему характеру, правовой природе, принципам правового регулирования право муниципальной собственности действительно очень близко к праву государственной собственности. Но в то же время оно обладает некоторыми отличиями:

его субъекты не обладают суверенитетом;

его объектом не может быть имущество, изъятое из оборота;

имущество, ограниченное в обороте, может быть его объектом только в силу прямого указания закона;

принципы отнесения земли и других природных ресурсов к муниципальной собственности аналогичны принципам отнесения к частной и противопоставляются законодательством принципам отнесения к государственной собственности*(939).

В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную и собственность субъектов Федерации.

Федеральная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, поскольку в собственности Российской Федерации может находиться любое имущество.

Государственной собственностью также признается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

В правовой литературе отмечается, что хотя субъекты Федерации и являются государственными образованиями, они не обладают суверенитетом, не являются государствами в точном смысле слова, поэтому называть их собственность государственной не обоснованно.

Для этого предлагаются иные термины, например региональная собственность*(940).

Состав объектов собственности субъектов Федерации является более узким, чем федеральной собственности – в него не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

Таким образом, в зависимости от субъекта права собственности публичная собственность делится на: а) федеральную; б) субъекта Федерации; в) муниципальную.

В настоящее время важной проблемой является формирование единообразного механизма разграничения различных видов публичной собственности.

Особо остро стоит вопрос о разграничении собственности в так называемых сложносоставных или двухуровневых субъектах Федерации: согласно ст. 66 Конституции РФ некоторые автономные округа входят в состав края или области.

Как правило, перечень полномочий таких округов оказывается урезанным. Разграничение собственности субъекта Федерации и входящего в его состав округа в основном производится на договорной основе, т.е.

на основе заключенных между ними соглашений о разграничении собственности.

Последние в основном предусматривают, что органы автономного округа осуществляют на своей территории все полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, а субъект Федерации разрабатывает концепцию развития региона, и собственником имущества, как правило, остается сам субъект Федерации.

Определенную проблему представляет также разграничение собственности, относящейся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Совместное ведение не создает общей собственности. Под предметом совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъекта Федерации.

Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности. По этим вопросам должны быть приняты федеральные законы.

До их издания субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов, но после принятия федерального закона законы субъекта Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/vidyi-prava-publichnoy.html

Виды публичной собственности

Виды публичной собственности

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ

2 Частная и личная собственность

3 Общая и совместная собственность

4 Публичная форма собственности

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9 Конституции РФ формы собственности различаются по субъектному составу. Следует пояснить, что с этой точки зрения принципиально возможны только две формы собственности – частная и публичная (государственная и муниципальная).

Имущество, находящееся в частной собственности, принадлежит определенным отдельным лицам и их объединениям.

Имущество, находящееся в публичной собственности, формально принадлежит неопределенному кругу лиц – всем гражданам государства, составляющим публично–правовой союз (государственная собственность), или всем постоянным жителям поселения, создающим муниципальное образование (муниципальная собственность). Во всех видах публичной собственности правомочия собственника осуществляют органы государства или местного самоуправления.

1 Виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ

На рисунке 1 представлены виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ.

Рисунок 1 – Виды и формы собственности 

2 Частная и личная собственность

Частная собственность – это одна из форм собственности, которая позволяет владельцу свободно ею владеть, пользоваться и распоряжаться.

К частной собственности относят: индивидуальную, корпоративную, кооперативную, акционерную, интеллектуальную, авторскую и любую другую негосударственную форму собственности.

К особенности частной собственности относят право владельца поступать с принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению – продавать, дарить и завещать без предварительного согласования с государственными органами.

Вместе с тем частная собственность является частью рыночной экономики. Законодательство подразумевает переход государственной собственности в частную и называет этот процесс – приватизацией. А обратный переход – национализация.

Частная собственность в  России не возникла из ничего, и  очень редко она возникала с  нуля. Процесс приватизации фактически был равен разгосударствлению: большинство заметных бизнесов появлялось по той причине, что нечто государственное становилось частным.

Под приватизацией массовое сознание понимает прежде всего появление крупных собственников, всякий раз забывая о  малой приватизации (магазинов, парикмахерских и  т.  п.), о  передаче квартир в частную собственность.

Отчасти это связано с тем, что психологически советские люди и так считали квартиру своей собственностью, а процесс приватизации жилплощади оценивали как сугубо формальный акт, констатацию изменения правил владения.

По прошествии более четверти века существования в рыночных условиях граждане России, несмотря на все сложности нового уклада, недоверие к приватизации и крупному бизнесу, в большинстве своем считают частные предприятия более эффективными, чем государственные. Возможности собственников в России, по мнению Д.А. Волкова, зависят от близости к государственной власти и ее ключевым фигурам. А это, в свою очередь, означает неустойчивость права собственности.

Частная собственность в представлении граждан – это, прежде всего, квартира, а также машина, дача, участок земли.

К сожалению, приватизация начала 1990–х в сознании людей ассоциируется в первую очередь с  нечестным переделом крупной собственности и  в гораздо меньшей степени – с приватизацией квартир (от чего выиграло большинство граждан) и возможностями для свободного ведения бизнеса (в том числе «малой» приватизацией магазинов, парикмахерских и т. д.).

Такое понятие как личная собственность, выделенная А.А. Базиковым, является мало распространенным, так например, А.Н. Черепанов, относит к личной собственности: квартиру, машину и т.п., он считает, что частная возникает тогда, когда происходит эксплуатация наемного труда и присвоение результатов этой деятельности.

3. Общая и совместная собственность

Законодательством предусмотрено наделение нескольких людей правами владения одним объектом недвижимости. Согласно ст. 244 ГК РФ, общей собственностью является имущество, которое принадлежит двум или более гражданам.

Если земля и дом являются общими для нескольких владельцев – это совместная собственность. Если же в этом имуществе выделены доли каждого из них – это долевая собственность. Размер долей каждого из участников устанавливается на основании письменного соглашения или в судебном порядке.

По умолчанию, если договора нет, доли считаются равными.

Выделить долю из совместной собственности бывает невозможно, если помещение и земля используются владельцами полностью, и нет возможности выделить долю в натуре. В этих случаях владельцы договариваются о порядке использования имущества и сохраняют мирное соседство.

Собственниками объекта в виде дома и земли могут быть близкие родственники или посторонние друг другу люди. Определение взаимных прав и обязанностей владельцев позволяет избежать конфликтов, недопониманий и распоряжаться своей долей на законных основаниях.

Главное отличие совместной собственности от долевой в том, что в первом случае не определены в процентном выражении доли во владении имуществом тех или иных лиц – как правило, супругов. Второй вид собственности предполагает соответствующее разделение прав пользования имуществом. Отсюда проистекают прочие различия между рассматриваемыми видами владения объектом.

Организационно–правовой формой реализации акционерной собственности является акционерное общество (АО).

Это хозяйственное общество, образованное учредителями на основе соглашения путем объединения их имущества с целью осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.

В настоящее время выделяют публичные акционерные общества (ПАО) и непубличные акционерные общества (АО). Понятие паевой собственности схоже с понятием акционерной собственности, только вместо акций собственность делиться на паи.

Так, например, в Кемеровской области функционирует СПК «Береговой», этот сельскохозяйственный кооператив был сформирован в 1964 году, земли кооператива были поделены между работниками на определенные паи и каждый работник имел свой пай. В настоящее время, эта форма собственности имеет место быть в СПК «Береговой».

Собственники паев могут продать свой пай любому физическому или юридическому лицу, именно так и случилось, когда в Кузбассе возникла необходимость строительства автомагистрали «Кемерово – Ленинск–Кузнецкий».

4. Публичная форма собственности

Публичная форма собственности – это принадлежность объекта недвижимости к публично–общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет.

Поэтому, например, многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации.

Понимание того, что публичное не означает государственное, всегда было слабой стороной российского восприятия собственности.

Муниципальная собственность является частью государственной, но при этом ее принято выделять отдельно, потому что такими участками распоряжаются органы самоуправления.  Земли могут стать муниципальными в следующих случаях:

– если они переданы из государственной собственности;

– в случае их специального отнесения к муниципальным;

– на основании судебных актов о разграничении участков;

– если они приобретены у различных субъектов.

Каким бы образом земля не перешла к муниципалитету, она должна использоваться для нужд населения. А именно обеспечивать работой, жильем или использоваться для отдыха граждан. Несмотря на то, что земли используются для граждан, они делятся на участки открытые для общего пользования и закрытые.

Все земли, которые не относятся к частной и муниципальной собственности, считаются государственными. Из–за своей площади эти земли очень значимы как экологически так и экономически.

Почти все производственные, промышленные и природоохранные предприятия расположены на государственной земле.

Но, несмотря на всю значимость, эти земли можно арендовать, купить и даже бесплатно получить в собственность путем приватизации или после получения участков под ИЖС.

Государственные земельные участки могут быть в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Различаются эти виды органами управления. Так земельными участками в собственности субъектов управляют уполномоченные на это органы управления самих субъектов.

Источник: https://ag-apart.ru/vidy-publichnoy-sobstvennosti/

Право публичной собственности: понятие, объекты, субъекты

Виды публичной собственности

Составными структурами государственной собственности в России выступает федеральное имущество вместе с собственностью субъектов РФ. Государственная собственность включает в себя все земельные участки и другие природные ресурсы, которые не являются частным владением гражданских или юридических лиц, а также отдельных муниципальных организаций.

Распределение публичной собственности между субъектами

Верховный Совет РФ с 1991 года занимается разграничением объектов этой публичной собственности между всеми субъектами на основе нормативно-правовых актов. Согласно этим показателям, федеральной считаются следующие виды собственности:

  • ресурсы континентального шельфа, которые сейчас активно исследуются в целях нахождения новых ценных ресурсов;
  • имущество, принадлежащее вооруженным силам;
  • объекты, изготовленные в целях обороны;
  • все предприятия, которые считаются важной частью народного хозяйства и совместимых отраслей.

Субъекты РФ могут получить административно-правовые доступы к собственности на все объекты, которые являются федеральными, как, к примеру, сейчас делают с предприятиями атомного и энергетического машиностроения, автотранспорта и пр.

Так можно более эффективно развивать инфраструктуру за счет частной деятельности объектов.

ГК не является единственным законным документом, что регулирует распределение права публичной собственности – положения регламентируются также ЗК и Законом об обороте земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства. 

Формирование и структура муниципальной собственности

Определение 1

Муниципальная собственность государства состоит из объектов, которые являются непосредственной территориальной частью города или сельского поселения, главным предназначением которого является обслуживание нужд этой территории (взносы в муниципальный фонд, развитие местной инфраструктуры и т.д.)

Часть федеральных объектов собственности сейчас активно передается субъектам РФ для ведения хозяйственной деятельности.

В свою очередь, государственная собственность активно передается в управление муниципальными организациями. Согласно Указу Президента РФ от 27.02.

1996 передача субъектам РФ государственной собственности касается только тех объектов, акциями которых владеет государство; получение таких документов возможно в процессе приватизации.

Стоит также понимать разницу между приватизацией и национализацией, ведь они по-разному влияют на публичную собственность субъектов, если сравнивать ее с частной собственностью.

Граждане и юридические лица считают приватизацию главным основанием для прекращения права государственной или муниципальной собственности, в то время как национализация создает такие права.

Одной из форм приобретения публичной собственности является судебный процесс конфискации имущества в отношении частных лиц.

Отдельно публичные предметы могут быть переданы в имущество РФ, как бесхозяйные вещи или другие формы обращения в качестве имущества публичной собственности. Часть такого вида имущества может быть передана непосредственно Минфину России, однако это касается только драгоценных металлов или камней, считающихся «ценными ресурсами».

Положения Правительства РФ также регулируют порядок учета, оценку и распоряжение тем имуществом, которое является публичной собственностью государства. То же касается и порядка передачи всех ценных материалов МинФину России как части государственного имущества. 

Замечание 1

Согласно п.2 данного положения, Министерству финансов должны предоставляться все конфискованные и бесхозяйные ценности, а также те материалы, которые не прошли проверку при таможенном осмотре. 

Опиши задание

Порядок управления объектной структурой публичной собственности

Разграничения объектов публичной собственности не всегда достаточно для того, чтобы иметь возможность регулировать оба элемента – государственный и муниципальный уровни должны иметь индивидуальный порядок управления. Объекты права имеют двухэлементную структуру, каждая из которых закреплена за определенными учреждениями:

  1. имущество закрепляется и управляется государством, муниципальными организациями. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью происходит согласно правам хозяйственного ведения и управления хоздеятельностью;
  2. средства, входящие в соответствующий бюджет – федеральный бюджет РФ или же бюджет местных отделений. Сюда также входит то имущество, которое в тот момент не было закреплено за определенным муниципальным или государственным учреждением. Такой вид публичной собственности называется казной – это может быть федеральная казна, казна области или же казна, принадлежащая любому другому субъекту РФ.

Все права и обязанности собственников защищаются со стороны муниципальных образовательных органов и органов местного самоуправления. Каждый орган имеет определенный набор полномочий собственника, в рамках которых они могут вести свою деятельность.

К примеру, согласно положению федерального агентства, Росимущество рассматривается как собственник некоторых федеральных учреждений, поэтому оно имеет свою долю среди акционерных обществ и другой собственности. Некоторая ее часть является государственной казной России.

Также данному органу предоставлены полномочия для осуществления передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам; учреждение также имеет право приватизировать федеральное имущество.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/grazhdanskoe-pravo/pravo-publichnoj-sobstvennosti/

Публичная форма собственности земельного участка и ее особенности

Виды публичной собственности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности.

Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).

Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Реферат: Муниципальная и публичная собственность

Виды публичной собственности

План:

Введение

1. Понятие публичной собственности

2. Виды публичной собственности

I. Республиканская собственность

II. Муниципальная собственность

3. Национализация

4. Разгосударствление и приватизация

Заключение

Список использованной литературы

Право собственности – это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Собственность – становой хребет, основа любого цивилизованного общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить нашу каждодневную жизнь. На собственности основываются все имущественные отношения. В связи с этим неудивительно то, что узбекский законодатель закрепил в Конституции РУз нормы о собственности.

«Каждый имеет право на собственность», – гласит статья 36 Конституции. «Основу экономики Узбекистана направленной на развитие рыночных отношений,составляет собственность в ее различных формах.

Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством.

Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке предусмотренных законом», – гласит статья 53 Конституции.

Эти фундаментальные нормы и составляют основу правового регулирования права собственности. Они конкретизированы в других законодательных и иных нормативных правовых актах. Немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности права собственности имеет правовое закрепление оснований, условий и пределов применения прекращения права собственности.

Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий :

· рассмотреть понятие публичной собственности;

· разновидности публичной собственности;

· национализацию

· разгосударствление и приватизацию;

Курсовая работа состоит из четырех частей, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема.

1. Понятие публичной собственности

Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов, поставленных перед данной работой, следует определить главный исследуемый предмет – право собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности – это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества.

От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине мне представляется определение собственности как особого, основополагающего общественного отношения.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие – как к чужим.

Из этого с очевидностью следует, что собственность – это отношение индивида к вещи.

При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность – это общественное отношение.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований – статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами.

Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления.

Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Публичная собственность есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность). Отношения собственности в Республике Каракалпакстан, в том числе публичной собственности, регулируются Гражданским Кодексом, а также законодательством Республики Каракалпакстан.1

В гражданско-правовых отношениях государство (публично-правовое образование) традиционно выступает особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Государство выступает не только участником публичных отношений, но и сохраняет за собой возможность быть субъектом хозяйствования, используя публичное имущество.

Применительно к праву публичной собственности положения ст.

213 ГК РУз закрепляют правило о множественности субъектов публичной собственности, в роли которых выступают непосредственно Республика Узбекистан (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и ее административно-территориальные образования (применительно к имуществу, составляющему муниципальную собственность). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

1 Ст. 213 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

Это так называемое «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам государства, не связанным с деятельностью юридического лица.

Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами.

Вторая составляющая публичной собственности – это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так называемое «нераспределенное» государственное имущество.

Это, прежде всего, средства соответствующего бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды.

Это имущество может выступать объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Субъектами публичной собственности является Республика Узбекистан в целом (республиканская собственность) либо соответствующие административно-территориальные образования (муниципальная собственность).

При этом, круг объектов публичной собственности ГК РУз неограничен. В нем может находиться любое имущество. Круг объектов муниципальной собственности несколько уже.

В его состав, в частности, не могут входить объекты исключительной республиканской собственности.

Вопрос разграничения республиканской и муниципальной в контексте регламентации права публичной собственности имеет ключевое значение. На сегодняшний день в законодательстве Республики Узбекистан отсутствует специализированный акт, предусматривающий универсальный порядок разграничения объектов республиканской и муниципальной собственности.

В отсутствие данного нормативно-правового акта следует руководствоваться различными актами общего и специализированного характера.

Рассматривая данный аспект в исторической ретроспективе, следует отметить, что 23 сентября 1992г.

Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято Постановление «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания», которым были утверждены временные нормативные документы во исполнение указанного нормативного акта. В результате, Временное Положение «О порядке подачи и рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию государственного имущества Республики Узбекистан» определяло порядок оформления заявки на разгосударствление и приватизацию имущества по объектам республиканской собственности через Госкомимущество Республики Узбекистан, а по объектам муниципальной собственности – через территориальные органы Госкомимущества. Таким образом, имела место попытка отграничить республиканскую собственность от муниципальной в рамках категории публичной собственности по формальному ведомственному критерию.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. был также утвержден «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)».

Согласно этому Постановлению, разделение государственной собственности на республиканскую и муниципальную осуществляется на основе безвозмездной передачи имущества с баланса Республики Узбекистан на балансы Республики Каракалпакстан и местных Советов народных депутатов.

При этом объекты, находящиеся на момент раздела на балансе административно-территориальных образований, переходят в их собственность в бесспорном порядке.

Ст.22 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г.

в качестве объектов собственности области, района, города или другого административно-территориального образования обозначила имущество, созданное и приобретенное за счет местного бюджета, а также переданное из государственной собственности и имеющее местное значение. Тем же актом подчеркивается, что муниципальной собственностью не являются объекты, относящиеся к исключительной государственной собственности.

В свою очередь ст.7 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г.

предусматривает, что «правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления».

Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления. Ч.3.

данной статьи детализирует: «разделение государственной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан».

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-284376.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.