Во сколько выходили замуж на руси

Содержание

Как заключали брак в Российской империи – Как написать историю своей семьи?

Во сколько выходили замуж на руси

Органы ЗАГС, появившиеся в 1921 году в каждом регионе России, взяли на себя функцию регистрации браков. До этого момента заключить официальный брак в Российской империи можно было только в церкви.

Возраст вступления в брак в Российской империи

С принятием христианства на Руси институт брака находился в ведении православной церкви. Для женихов был установлен возраст – не менее 15 лет, для невест – 13 лет.

Обычно решение о женитьбе принималось родителями, поскольку чаще всего после свадьбы молодая семья проживала на территории свекров. Но бывали случаи, когда мужчина шел жить в дом тестя, что назвалось примачеством.

(Подробнее о примаках можно прочитать в статье).

18 век

Похоже, что в разные периоды требования к брачующимся несколько отличались. Например, в ревизской сказке 1763 года (3 ревизия) неоднократно встречаются женихи возраста 12-16 лет (их невесты были обычно старше), или 19-летние мужчины, имеющие 5-летних детей. (Подробнее о ревизских сказках)

Написанный в бывшую ревизию Дмитрей Гаврилов сын Блинов, 19 лет. У него жена Мавра Софронова дочь Любягина 25 лет взята того стана Подгородной волости деревни что был починок Родиона Марфина черносошная. У них дети: Федос, год, дочери девки: Ирина 5 лет, Парасковья, 2 лет. Ревизская сказка 1763 года, деревня Блиненки, Проснинский конец, Архангельская волость, Березовский оброчный стан, Вятская губерния

С 1774 года по указу Синода венчание должно было производиться в приходе, по месту проживания одного из будущих супругов (обычно проводилось по месту жительства жениха).

19 век

С 1840 года возраст жениха должен был составлять не менее 18 лет, а невесты – не менее 16 лет. Для вступления в брак требовалось разрешение и благословение родителей (опекунов) независимо от возраста молодых.

Обычно разница в возрасте жениха и невесты составляла несколько лет. В 18 веке в крестьянских семьях часто встречались случаи, когда невеста старше жениха на 3-5 лет, обычно в этом случае жениху 17-19 лет. Наблюдалась и противоположная картина: если жениху 23-26 лет, то невесте обычно 18-20 лет. Ровесники в парах встречались нечасто.

Поскольку я составила уже довольно обширную родословную, то могу сказать, что на протяжении 300 столетий абсолютное большинство моих предков вступали в брак после 20 лет.

Метрическая запись о браке

Факт венчания (бракосочетания) заносился во вторую часть метрической книги, которая так и называлась «О бракосочетаниях». В графах указывались обязательные данные:

  • Номер брака по счету в книге,
  • дата события, ФИО,
  • место жительства,
  • возраст брачующихся,
  • сословие,
  • вероисповедание
  • который по счету брак.

Приводились данные свидетелей, которых назвали поручителями. Функцией поручителей было подтвердить и признать факт венчания. (Подробнее о метрических книгах)

Поручителями приглашали родственников, близких друзей родителей. Были поручители с каждой стороны: по жениху и по невесте. Обычно по 2-3 человека.

Браки заключались круглый год, согласно записям в метрическим книгах, ногораздо чаще – зимой и осенью, что было обусловлено экономическими причинами. Осеньюпосле сбора урожая, а зимой с начала января до конца февраля. В дни поста исвяток браки не заключались.

Если один из супругов (или оба) были другого вероисповедания, то они должныбыли пройти крещение и принять православие.

Второй и последующие браки в Российской империи

Обычно второй и следующие браки заключались после смерти одного из супругов.За редким исключением это происходило после развода крестьян. Запрещались бракимежду близкими родственниками, а также в случае имеющегося не расторгнутогобрака.

Кстати, вступать в брак лицам старше 80 лет было запрещено. Поскольку считалось, что смерть одного из супругов – это наказание за грехи. К тому же брак подразумевает деторождение, что в преклонном возрасте маловероятно.  

Читайте семейные истории на канале Яндекс.Дзен

Разводы на Руси

Принято считать, что разводов на Руси церковь старалась избегать. Признать разведенным и выдать разрешение на следующий брак человеку могли в исключительных случаях:

  • Супруг пропал без вести и длительное время, свыше 3 лет, о нем ничего неизвестно;
  • Супруг совершил страшное преступление, осужден, сослан на каторгу;
  • Доказан факт измены супруга.

Разбирательством вопроса развода на Руси занимался церковный суд. Привлекались свидетели, чтобы подтвердить или опровергнуть факт необходимости развода, после разбирательства принималось решение. Существовали случаи, когда один из супругов мог дать другому «отпускное письмо», в котором давал разрешение на вступление в другой брак и отмечал, что претензий не имеет.

О разводах у простых крестьян 17 века известно очень мало, встречаются единичные записи. А вот для правящей верхушки и государя это было обычным делом: неугодную жену под формальным предлогом ссылали в монастырь, а царь сватался к следующей девице.  

Книги брачных обысков

Часто заключению брака в России предшествовала процедура брачного обыска, с помощью которой предполагалось обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций, где, например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке.

Брачный обыск, Томская губерния, 1854 год

Бытует мнение, что в каждой крестьянской общине были люди, которые следили за родословной каждой семьи, знали кто кому кем приходится, и с помощью этого знания могли контролировать браки между родней. По факту так было не всегда и не везде, в силу активного переселения крестьян.

Брачный обыск – это официальный документ, подписанный несколькими свидетелями, который подтверждал, что жених и невеста имеют право пожениться. Такие документы были введены в 1765 году.

Брачный обыск Новое Веретье, Новгородский уезд, Новгородской губернии

Ниже приведу традиционный текст одного из брачных обысков (мои предки по линии Гришиных, проживавшие в деревне Новое Веретье Новгородского уезда Новгородской губернии).

«1833 года Января 26-го дня 5-го округа пахотных солдат 1-ой волости унтер-офицер Яким Филипов и пахотный солдат Гаврила Никитин, со стороны жениха;
А со стороны невесты той же волости пахотный солдат Петр Сергеев и вдова Параскева Николаева дали сей обыск Старшему Священнику Иоанну Пент-Горекову.


В том что той же волости помощник Григорий Васильев холост, вступает в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретье Анисьею Ивановною по полюбовному, на то друг друга согласно, а непринужденно, с воли и благословения родителей и позволению начальства и из тех имеющих брачитие. Жениха нет живой жены, а невесты нет живого мужа, и небеглые. Родства между ними как то: кумовства, сватовства и крестного братства никакого не имеется.

У исповеди и Святого Причастия ежегодно бывали.Возраст для брака совершенный, жениху 26 лет, а невесте 23 года, что показываем мы поддержать по сущей справедливости.

А ежели паче вдруг откроются какие-либо препятствия, возбраняющие то бракосочетание, за то повинные мы буде строгому Законному Суждению, в чем исповедуемся.

К сему обыску вместо вышеозначенных поежан за неимением их грамоты по личной просьбе 1 волости помощник Михайло Васильев руку приложил».

Тест с изображения написан выше. Картинка взята из электронного каталога ГАНО. Брачный обыск составлен относительно моих прямых предков Григория Васильева и Анисьи Ивановой, 1833 год, Новгородская губерния. Брак в Российской империи

Достоверность брачного обыска

Брачный обыск прикладывался к метрической книге. Данный документ показывает, что к вопросам регистрации браков подходили очень серьезно, осознавая важность этого момента. Ведь близкородственный брак мог негативно сказаться на здоровье будущих детей. Свидетели, как видно из текста брачного обыска, несли ответственность перед судом, за дачу «ложных показаний».

Свидетельство для жениха Егора Андреевича Тарабыкина об имеющемся согласии его матери. Брачный обыск, Брак в Российской империи

Обычно перед бракосочетанием проверялась достоверностьсведений. Были случаи, когда в венчании отказывали, что в прочем не могло помешатьмолодым, например, поехать в соседний приход и попробовать обвенчаться там. (номаловероятно, что это бы случилось)

А был случай, когда уже после венчания священник выяснил, что жених и невеста являются родственниками более близкими, чем допустимо было для брака в Российской империи (обычно до 7 колена). Он настоял на том, чтобы брак был признан несостоявшимся и аннулированным. Свидетельствовавших в брачном обыске наказали.

Сведения для родословной из брачного обыска

Брачные обыски, как источник генеалогической информации для составления родословной, могут быть очень полезными. Из них можно узнать: данные жениха и невесты, место проживания на момент бракосочетания, можно увидеть собственноручные подписи жениха и невесты. Если жених был солдат, то вы узнаете его звание и место службы.

Для невесты, часто бывает указан ее отец, если он жив, то пишут «крестьянина Ивана Иванова сын Иванова дочь девка Анисья» (в моем примере отец не указан, по причине его смерти). Свидетелями в брачном обыске могли быть родственники, что поможет расширить семейное дерево.

Вот пример другого брачного обыска, где поручителем выступаетбрат жениха:

«26 января 1892 год.Жених: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии, служащий в 34-м летучем артиллерийском парке старшим фейвейкером Иван Григорьев.

Невеста: д. Старого Медведя крестьянина Алексея Алексеева Сидорова дочь Евгения Алексеева.

Жениху – 26 летНевесте – 28 летПоручители по жениху: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии рядовой Никита Григорьев и д. Старого Медведя крестьянин Иван Григорьев.По невесте: д. Старого Медведя крестьяне: Алексей Андреев и Андрей Иванов.

А по безграмотности и по личной просьбе той же деревни крестьянин Лука Петров.»

Документы для бракосочетания 17 – 19 век

Обычно предъявлялись документы о рождении (выпись из метрической книги);

Если один из новобрачных был из другого прихода, то предоставлял справку отом, что исправно посещал исповеди и причастие.

Удостоверение для жениха и невесты, Томская губерния, Брак в Российской империи

Для вторых браков: документы, подтверждающие вдовство или развод;

Для военнослужащих: свидетельство – разрешение от начальства с подписью ипечатью, о дозволении вступить в брак.  

Разрешения на брак в Российской империи

Поскольку мой предок был военнослужащим, то предварительно ему необходимобыло получить разрешение от командира на брак. Ниже приведу текст изрекомендательного письма от командира к священнику, венчавшему молодых.

24 января 1833 составлено свидетельство.

«Новгородского удела Командир округа №5 пахотных солдат сим свидетельствует, что онаго округа 1 волости рядовой из помощников Григорий Васильев с позволения своего начальства и по взаимному согласию желает вступить в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретья Анисьею Ивановою, из коих жениху значится поселенным. Жениху отроду 26 лет, а невесте 23 года. Почему Командир округа просит старшего священника села Медведя Иоанна Пентгорекова совершить таинство бракосочетания 24.01.1833»
Картинка взята из электронного каталога ГАНО. Брак в Российской империи .

«Новгородского удела Командир округа №5 пахотных солдат сим свидетельствует.

Что онаго округа 1 волости рядовой из помощников Григорий Васильев с позволения своего начальства и по взаимному согласию,

желает вступить в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретья Анисьею Ивановою.

Из коих жениху значится поселенным. Жениху отроду 26 лет, а невесте 23 года. Почему Командир округа просит старшего священника села Медведя Иоанна Пентгорекова совершить таинство бракосочетания 24.01.1833»

«Новгородского удела Командир округа №5 пахотных солдат сим свидетельствует, что онаго округа 1 волости рядовой из помощников Григорий Васильев с позволения своего начальства и по взаимному согласию желает вступить в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретья Анисьею Ивановою, из коих жениху значится поселенным. Жениху отроду 26 лет, а невесте 23 года. Почему Командир округа просит старшего священника села Медведя Иоанна Пентгорекова совершить таинство бракосочетания 24.01.1833»
Картинка взята из электронного каталога ГАНО. Брак в Российской империи.

Разрешение командира также прикладывалось к брачному обыску. На нем священник ставил свою подпись и резолюцию.

Справка о возрасте и вероисповедании жениха для вступления в брак Удостоверение, что жених и невеста состоят в мещанском сословии, для вступления в брак в Российской империи

Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя именно благодаря такому количеству бумажных книг, отчетов и информации о людях в них, современный исследователь родословной может успешно составить историю своей семьи.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Составление родословной с помощью пенсионного дела умершего родственника.

Что такое генеалогическое древо?

Как составить запрос в архив

Исповедные росписи Троице-Медведской церкви 1907 год Новгородский уезд Новгородской губернии

Источник: https://yulianovozhilova.ru/brak-na-rusi/

История Брака на Руси

Во сколько выходили замуж на руси

Вопрос о любви молодых людей рассматривался как нечто второстепенное. Выражение «стерпится — слюбится» воспринималось всеми, в том числе и молодежью, как нечто естественное, правильное. Парень и девушка, соглашаясь на свадьбу, редко испытывали друг к другу явную любовь или антипатию.

Более того, брак по страсти не одобрялся общественным мнением и рассматривался как греховный, лишенный прочного основания. Вообще русские полагали, что любые страсти, будь то всепоглащающая любовь или всеобъемлющая ненависть, являются дьявольскими по своей природе, а значит, не угодныБогу.

Возраст, начиная с которого можно было вступать в брак, определялся церковными и светскими властями. В XVII—XVIII вв. девушки могли вступать в брак с 13 лет, юноши — с 15. Это положение было узаконено Синодом в 1774 г. В 1830 г.

указом императора Николая Первого нижняя граница брачного возраста определялась соответственно 16 и 18 годами. Во второй половине XIX в. русские девушки вступали в брак обычно в 17—20 лет, парни — в 19—21 год. После 21 года для девушки и 23 лет для парня замужество или женитьба становились проблематичными.

Ранние браки в народном быту считались очень желательными и даже необходимыми. Этнограф Р. Я. Внуков объяснял это стремление так: «Женить стараются помоложе — пока половой инстинкт заглушает в парне все остальные соображения, пока воля послабей, чтобы не женился по собственному желанию да не выбрал неугодной жены.

„Жени помоложе, пока послушен, а уматереет — не уженишь” — житейская мудрость стариков. Невесту хотят взять помоложе, попослушней, полудетский характер, слабый организм, неумение работать — хорошее ручательство послушания невестки.

Реальные условия народной жизни вполне способствовали заключению ранних браков. Новобрачные, по русскому обычаю, начинали свою семейную жизнь в налаженном хозяйстве родителей мужа, не взваливая на себя груза забот, который они, будучи слишком молодыми, не смогли бы одолеть. Браки старались заключать между людьми, разница в возрасте которых не превышала двух-трех лет.

Жених и невеста должны быть, по народным представлениям, «ягодка к ягодке, цветок к цветку». Неравные браки были нежелательными прежде всего из-за боязни раннего вдовства, которое считалось большим несчастьем, Божьим наказанием. Русские пословицы говорят: «Лучше семь раз гореть, чем один раз овдоветь», «В девках приторно, замужем натужно, а во вдовьей череде, что по горло в воде».

В русской деревне браки в основном заключались зимой, со второй половины января до конца февраля, и осенью — с конца сентября до середины ноября. Это было обусловлено как религиозными, так и экономическими причинами.

Весной и летом заключение брака было невозможным: вопервых, потому, что на это время приходился Великий пост, сыропустная {масленичная) и Пасхальная недели, а также Петровский пост в июне и Успенский в августе, во время которых венчания не проводились, а вовторых, потому, что с марта до середины или до конца сентября продолжался цикл сельскохозяйственных работ, не оставлявших людям времени на свадьбы. Поздней осенью и в начале зимы свадьбы также были невозможны, что было связано с сорокадневным Рождественским постом, а затем со святками, во время которых также не венчали. Русские люди предпочитали зимние свадьбы осенним. Они считали январь-февраль временем добрым для зачатия детей. Верили, что дети, зачатые в это время и рожденные соответственно осенью, более жизнеспособны и здоровы, чем дети родителей, вступивших в брак в октябре-ноябре, и родившиеся в летнее время. Они также надеялись, что первенец «покажет дорогу» остальным детям и те будут рождаться тоже в доброе время.
По мнению крестьян, мужчина и женщина могут вступать в брак не более двух раз, хотя Православная Церковь и разрешала трехкратное супружество. Первый брак считался главным, заключенным на небесах, а смерть одного из супругов — наказанием Божьим другому супругу за грехи. Второй брак рассматривался как необходимость, особенно если в осиротевшей семье остались дети, нуждающиеся в помощи и защите. В то же время люди опасались его, т. к. думали, что он может быть недолговечным: Бог наказал один раз, может наказать и второй. Третий брак воспринимался людьми как желание пойти против Божьей воли и поэтому категорически не одобрялся. Русская пословица говорит: «Первая жена — от Бога, вторая — от человека, третья — от черта». Вдовы могли, по народным представлениям, вступить во второй или третий брак до 50 лет, а вдовцы до 60 лет. После этого возраста «смешить людей» не полагалось. Они не могли выполнить главную цель брака — родить детей, а заниматься «сластями любовными» в преклонном возрасте — грешно вдвойне. Браки у русских людей были довольно крепкими, разводов было, особенно в XIX в., крайне мало. Ссоры между мужем и женой старались обычно не выносить на всеобщее обсуждение.Супружеская неверность (прелюбодеяние) считалась большим грехом. Нарушение супружеской верности в русской деревне было явлением очень редким и обусловливалось обычно долгим отсутствием мужа. При этом говорили, что в прелюбодеянии, совершенном мужем, есть и вина жены, не сумевшей удержать его от греха. К женщине, изменившей мужу, относились серьезнее, с ней старались разобраться внутри семьи. Муж обычно бил жену, чтобы «вышла дурь», а если не помогало, то на время отправлял к родителям, которые уговаривали ее вернуться к мужу. Иногда женщину выгоняли из дома на улицу в одной рубашке, без головного убора, предварительно обрезав ей волосы и вымазав дегтем ворота дома ее родителей.

Брачность в России XIX — начала XX в. была почти всеобщей. Согласно статистическим данным, в конце XIX в. только 0,9% крестьян к 60 годам не состояли в браке, что практически совпадало с процентом инвалидов (слепых, глухих и немых) и психически больных людей.

Печать Электронная почта

Источник: http://zags.r35.tmbreg.ru/index.php/dlya-glavnoj/istoriya-braka-na-rusi

Ухаживание и брак в России XVIII-XIX вв: где люди знакомились, во что верили и как заключали браки

Во сколько выходили замуж на руси

Во всем мире проблема создания долговременных супружеских отношений была для людей актуальной. В некоторых культурах к этому относятся чуть проще, в других – очень трепетно.

Ситуация меняется с годами и веками. Наша страна не исключение. Мы привыкли думать, что раньше девушки становились женами в возрасте около 15 лет, а 20-летние уже считались старыми девами.

Так ли все было на самом деле?

С самого начала

С древности считалось, что девушка может стать женой в 13 лет. Такие правила сохранялись в России до 1830-го. В этом году приняли официальный указ, повысивший минимальный возраст до 16 лет.

В реальности в крестьянском сообществе ранние браки сохранялись достаточно долго, зато уже во второй половине восемнадцатого столетия редко можно было встретить среди дворянских кругов невесту младше шестнадцати. Девушку-дворянку вывозили на балы, показывали в обществе. С этого возраста она становилась объектом ухаживаний и потенциальных супружеских отношений.

Во второй половине 19-го столетия в качестве невест стали рассматривать лишь 18-летних.

О чем рассказывают книги?

Из литературных произведений можно узнать, как жили люди в разные времена. Например, Татьяна Ларина появилась в столице, будучи 17-летней. Правда, к этому моменту она уже дважды была объектом интереса соседей, что означает, что в провинции рассматривали в качестве невест и 16-летних. Ольга Ларина стала женой в 16 лет.

Наташа Ростова впервые оказалась на балу в 16, вскоре получила предложение. За год или два до этого поступало другое, отклоненное матерью в силу юного возраста невесты. Кити Щербацкая стала женой в 18 лет; помолвка пришлась на первый ее год в обществе.

В «Отцах и детях» Кате 20 лет, и автор не раз акцентирует внимание на том, как она молода.

Мы привыкли думать, что браки раньше заключались в раннем возрасте. Если кто-то не успел найти жениха, то вскоре превращался в старую деву – объект насмешек и сплетен. Бытуют стереотипы, будто бы в 19-м столетии старой девой становилась 20-летняя незамужняя девушка. Классическая русская литература доказывает, что это ошибочное суждение.

Например, в 24 года Вера Ростова становится женой, и к этому моменту ее родственники лишь слегка обеспокоены отсутствием предложений. Карагина выходит замуж в 27. Незадолго до брака о ней говорят как о возможной, потенциальной старой деве в скором будущем.

Одинцова становится супругой в 28 – к этому моменту она все еще привлекает множество поклонников.

Как все происходило?

В 18-19 столетиях молодые девушки имели намного меньше возможностей найти себе идеальную пару – не сравнить с нашими днями. Ни свиданий, ни театров, ни длительных прогулок в парке с потенциальными объектами внимания у них не было. Зачастую даже разговоры осуждались. Впрочем, и ухаживания имели место, и влюбленность, а запреты на то и существуют, чтобы их нарушать.

То, что в нашем мире считается свиданием, в России тех столетий просто отсутствовало; девушки обычно становились женами по уговору родственников.

Иногда им доводилось несколько раз увидеть супруга еще до свадьбы. Браки заключали родители, в некоторых случаях – власти предержащие: монарх мог потребовать, чтобы его фаворит женился на той или иной даме.

Нравились они друг другу или нет? Это не играло роли.

Хороша ли система?

Свидания позволяют оценить надежность партнера. Люди понимают, насколько они смогут ужиться. В 18-19 столетиях это было бы особенно важным, ведь разводы осуждались церковью.

Что же делать? Девушки слушали отзывы о потенциальном спутнике, пытались незаметно посмотреть на него при выходе в общество.

Девушка на выданье сама была объектом внимания, при этом личные особенности и достижения не играли роли.

Смотр девушек организовывали на балах и ярмарках. Были простые ярмарки в столице – сюда съезжались незамужние со всей страны, здесь же искали супруга московские девушки. Балы организовывали, чтобы найти супруга знатным дамам, иностранкам.

Строгий этикет определял, каково возможное знакомство: девушка имела при себе книжку, в которую вносила имена партнеров для танца. Считалось важным то, как много танцев и с кем именно было станцовано. Нельзя было дважды принимать приглашение одного мужчины.

Подобное поведение считали неприличным; после такого любой честный мужчина обязан был пригласить партнершу стать женой.

Ярмарки и сословия

Проводимые в прошлом ярмарки невест были важным событием семейного масштаба. Если удавалось заключить выгодный союз, в прибыли оказывались, в первую очередь, родители.

Если девушку приглашали потанцевать, старшие отслеживали каждое движение пары, дабы мужские поступки не скомпрометировали юную особу.

При желании мужчина мог за одну ночь побывать на нескольких балах, чтобы найти ту самую.

Определенные преимущества обуславливала принадлежность к конкретному сословию. Девушки-дворянки не могли отказать партнеру, поэтому танцевали без конца. Купчихи могли себе это позволить. Мамы таких девушек на балах всегда были с перекусами.

В основном они гуляли по залу в поисках удачной партии для дочери. Заниматься поиском невесты из купеческого сословия можно было на летних гуляниях, проводимых строго по графику. Так, в Петербурге мероприятие организовывали в Летнем саду в первый день недели после Троицы.

Обычай сохранился до начала 20-го столетия.

Внешний вид – это важно

В 18-19-м столетиях одежда определяла принадлежность к конкретному соцслою, поэтому внешний вид на ярмарке невест был исключительно значимым для девушки. Одевали ее так, чтобы окружающие посчитали особу красивой и достойной, обладающей безупречными манерами.

Наряд демонстрировал обеспеченность семьи, показывал, что юная особа воспитана хорошо и обладает всеми важными навыками. Неуместная одежда была большой проблемой, а модниц считали транжирами. Не вписываясь в рамки принятого, дама выпадала из общества.

Наряд показывал и обеспеченность, и вкус девушки. На балах приоткрывали спину, плечи, грудь. Предпочитали платья светлых оттенков. Барышням полагались небесно-голубые, белые, розоватые платья, а женщинам постарше – лиловые, синие и изумрудные.

Девушек украшали легкими эстетичными деталями, акцентируя внимания на юности. Не было моды на макияж.

Отношения: как познакомиться?

Возможность показываться в свете определялась принадлежностью к некоторому сословию. Оно же регламентировало поведение. Дочки купчих показывали себя на гуляньях, праздниках. Их красота – изобилие. В те времена было собрание, позволявшее продемонстрировать обеспеченность семьи.

Можно было познакомиться с молодым человеком в церкви. Храм – место, куда приходили разные люди, при этом оно не считалось территорией поиска невесты, но присматриваться к публике не возбранялось.

А вот по улице гулять одной было нельзя – только в сопровождении мужчины. Заговорить с девушкой на улице и вовсе считалось верхом неприличия. Девушка, однако, могла попросить помощи у прохожего – это было одним из вариантов знакомства.

Лично двое могли общаться письмами. Фактически теплая переписка была едва ли не единственным разрешенным этикетом форматом. На мероприятиях молодые люди могли гулять большой компанией, общаясь так, чтобы не испортить репутацию девушек в группе.

А как же флиртовать?

Чувства были под запретом, но ведь табу можно нарушить! Для этого применяли аксессуары; самым популярным оказался веер. Резко открыв и быстро закрыв изделие, женщина давала понять мужчине, что не желает его видеть. Обмахиваясь левой рукой, она запрещала флирт. Поднеся предмет к губам, демонстрировала свое недоверие. Существовали пособия по заигрыванию, в них изъяснялись тайны веера.

Не менее важным аксессуаром были украшения с камнями. Традиционно их дарили в честь помолвки. Пользовались любовью публики небольшие украшения с имитацией глаз любимого. Преподнести подобный подарок означало проявить оригинальность. При расторжении помолвки невеста просила вернуть все письма и украшения, подаренные неудачливому избраннику.

О замужестве

Проблемой ритуала замужества был общественный конфликт. Традиции соперничали с европейскими обрядами, европеизм в России отличался от оригинальных ритуалов. Обычно пару знакомили весной, осенью заключали брак.

Ритуалы сватовства постоянно менялись. Обычно с женихом беседовали родители. Если старшие давали согласие, звали девушку и спрашивали ее мнения.

Ранее объясняться с девушкой заранее было верхом неприличия, но уже в конце 18-го столетия это стало нормой.

Частный приезд мужчины в дом, где жила молодая незамужняя особа, портил репутацию и отпугивал других потенциальных женихов. Если молодой человек переставал посещать дом, девушка становилась объектом пересудов.

Сватовство допускалось без согласия потенциальной невесты – ее обязывали слушаться родителей. Если все стороны соглашались на предложение, начиналась подготовка. Жениху полагался отдельный праздник прощания. После этого играли свадьбу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/dating/2019/3/17/70990

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.