Водитель транспортной компании повредил чужое имущество

Верховный суд разъяснил порядок возмещения ущерба при ДТП

Водитель транспортной компании повредил чужое имущество

Если виновник аварии не собственник автомобиля, не имеет права управления, а его гражданская ответственность не застрахована, то платить за ущерб, причиненный таким водителем, придется владельцу машины. Ибо не стоит доверять транспорт безответственным людям.

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика.

Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Молодые водители заплатят за страховку больше

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом.

Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

ДТП с пострадавшими на московских дорогах стало на 20 процентов меньшеБолее того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Если ответственность водителя не была застрахована, то возмещать ущерб придется в том числе собственнику автомобиля

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он.

Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование.

Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Компетентно

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=q7tFqU4oyfM

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО.

А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа.

И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Источник: https://rg.ru/2020/07/06/verhovnyj-sud-raziasnil-poriadok-vozmeshcheniia-ushcherba-pri-dtp.html

Если автомобиль организации попал в ДТП — Audit-it.ru

Водитель транспортной компании повредил чужое имущество
УФНС по Чувашской республике

Налоговые последствия дорожно-транспортного происшествия, а также порядок бухгалтерского учета зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные из них.

В ДТП, произошедшем по вине сотрудника, пострадал только автомобиль компании

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его причинило (ст. 1064 ГК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В статье 238 ТК РФ установлена обязанность сотрудника возместить нанесенный работодателю прямой действительный ущерб. Речь идет о реальном уменьшении или ухудшении состояния наличного имущества работодателя.

Доходы, не полученные организацией вследствие произошедшего события (упущенная выгода), с сотрудника не взыскиваются. Значит, работник организации, признанный виновным в ДТП, должен компенсировать работодателю расходы на возмещение реального ущерба.

Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб в полном объеме не зависит от того, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.

Если сотрудник признан виновным в ДТП, то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (административный проступок).

Согласно пункту 6 статьи 243 ТК РФ это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Процедура взыскания ущерба с виновного сотрудника состоит из следующих этапов.

1. Организация устанавливает размер ущерба от ДТП. Для этого создается соответствующая комиссия (ст. 247 ТК РФ). Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст.

246 ТК РФ). Величина ущерба рассчитывается на день его причинения или обнаружения, то есть на тот день, когда произошло ДТП. Как правило, размер ущерба при ДТП определяется исходя из стоимости ремонта поврежденного основного средства (автомобиля) и стоимости использованных запчастей.

2. Работодатель (комиссия) устанавливает причины возникновения ущерба. В статье 247 ТК РФ сказано, что от работника требуется письменное объяснение причин аварии. Форма этого документа не утверждена.

Работник составляет его в произвольной форме и ставит на нем подпись. Если сотрудник отказывается или уклоняется от подобных объяснений, оформляется акт.

Он также составляется в произвольной форме и подписывается несколькими должностными лицами организации или членами комиссии.

3. Организация взыскивает ущерб с виновного сотрудника. Сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника, может быть удержана из его зарплаты на основании приказа руководителя организации. Форма документа произвольная. Приказ издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (абз. 1 ст.

248 ТК РФ). Согласно статье 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%. Предположим, что месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возмещать причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок. Тогда взыскать ущерб можно только в судебном порядке (абз. 2 ст. 248 ТК РФ).

Виновный может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению между работодателем и сотрудником допускается рассрочка платежа (абз. 4 ст. 248 ТК РФ).

В этом случае работник выдает работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Допустим, работник, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, уволился и отказался его возместить. Сумму непогашенной задолженности работодатель взыскивает через суд.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами организации либо с привлечением специализированной компании (автосервиса).

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Основание — пункт 1 статьи 260 и пункт 5 статьи 272 НК РФ. Это правило применяется, если организация определяет доходы и расходы методом начисления. Те, кто применяет кассовый метод, учитывают подобные затраты после их фактической оплаты (п.

3 ст. 273 НК РФ).

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ. Поэтому сумма ущерба, взысканная с виновного в ДТП сотрудника, — это внереализационный доход фирмы.

Те, кто определяет доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п.

2 ст. 273 НК РФ).

Обычно сумма доходов в виде возмещения ущерба равна сумме расходов на ремонт поврежденного в аварии автомобиля.

Однако в расходы организация включает сумму ремонта автотранспортного средства за вычетом НДС, а во внереализационных доходах признает всю сумму причиненного ущерба.

То есть затраты фирмы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, осуществленные с учетом НДС, виновный сотрудник обязан компенсировать ей в полном объеме, включая НДС.

Денежные средства, полученные компанией от виновного сотрудника в виде компенсации затрат на ремонт попавшего в ДТП автомобиля, не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, такие денежные средства организация не включает в налоговую базу по НДС.

На этом основании суммы НДС, предъявленные фирме по выполненным подрядчиком ремонтным работам, вычету не подлежат даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры и акта выполненных работ).

Бухгалтерский учет. Затраты организации на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности на дату приемки у подрядчика выполненных работ (п. 7 и 18 ПБУ 10/99). В зависимости от специфики компании и учетной политики для целей бухучета указанные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 26 и 29.

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, относится к поступлениям в счет возмещения убытков, причиненных организации, и включается в прочие доходы (счет 91) согласно пункту 7 ПБУ 9/99.

ПРИМЕР 1

В марте 2008 года водитель ООО «Гермес» А.П. Кузовлев, управляя служебным автомобилем, въехал в бетонное ограждение. Другие автомобили в ДТП не пострадали. Компания не приобретала полис КАСКО. А.П. Кузовлев, признанный виновным в аварии, согласился возместить организации ущерб.

В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе, что подтверждено счетом-фактурой и актом выполненных работ, датированными мартом 2008 года. Ремонт обошелся организации в 11 800 руб. (включая НДС 1800 руб.). В целях исчисления налога на прибыль ООО «Гермес» применяет метод начисления. Оклад водителя — 20 000 руб., в марте 2008 года — 20 рабочих дней.

С марта 2007 по февраль 2008 года он отработал 220 дней. За этот период ему начислено 165 000 руб.

Средний заработок работника в месяце, когда произошло ДТП, — 15 000 руб. (165 000 руб. : 220 дн.# #20 дн.). Поскольку сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка сотрудника, директор ООО «Гермес» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с марта 2008 года.

В марте А.П. Кузовлеву причиталось 17 400 руб. [20 000 руб. – (20 000 руб.#13%)], поэтому из его зарплаты было удержано 3480 руб. (17 400 руб.#20%). Аналогично рассчитывается сумма удержаний в следующих месяцах. Они будут производиться вплоть до полного взыскания всей суммы ущерба.

Налоговый учет. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 10 000 руб. ООО «Гермес» включило в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в марте 2008 года. Поскольку сотрудник согласен возместить причиненный ущерб, всю сумму — 11 800 руб. фирма отразила в составе внереализационных доходов в марте 2008 года.

НДС. Фактически ремонт был произведен за счет средств, полученных от виновного работника в виде компенсации ущерба. Такие средства не облагаются НДС. Предъявленный НДС в сумме 1800 руб. ООО «Гермес» к вычету не принимает, а относит за счет полученного возмещения.

В бухгалтерском учете организации в марте 2008 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, выполненного подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — учтен предъявленный НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены ремонтные работы;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 11 800 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — списан «входной» НДС по ремонтным работам за счет суммы, полученной в возмещение ущерба;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 20 000 руб. — начислена зарплата А.П. Кузовлеву за март 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 2600 руб. (20 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ из зарплаты водителя;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 3480 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты виновного.

БУКВА ЗАКОНА
Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограниченна

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет (ст. 7 Закона № 40-ФЗ):

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.; — возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.;

— возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 руб.

Указанные суммы выплачиваются при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО.

В результате ДТП пострадали третьи лица

Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль другого участника дорожного движения.

В статье 1068 ГК РФ сказано, что организация обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.

Это относится не только к лицам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию нанявшей его компании.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). За вред, нанесенный при их эксплуатации, Гражданским кодексом установлена ответственность для юридических и физических лиц. Конечно, если не будет доказано, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющих автомобилем на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) либо на ином законном основании.

Например, в качестве арендаторов, по доверенности на право управления транспортным средством или в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Согласно статье 931 ГК РФ можно застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. По договору страхования ответственности страхуется риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность возлагается.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее — Закон № 40-ФЗ) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало обязательным.

Владельцы автотранспортных средств за свой счет страхуют риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Итак, если организация застраховала ответственность по ОСАГО или заключила договор добровольного страхования, то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

В статье 1072 ГК РФ сказано, что если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда, то организация, застраховавшая свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В свою очередь организация, возместившая третьим лицам ущерб, причиненный по вине работника, вправе потребовать от него возмещения (регресса). Это следует из положений статьи 1081 ГК РФ.

Таким образом, если сотрудник попал в ДТП, в результате которого пострадали третьи лица, и страховая выплата по ОСАГО не покрыла сумму нанесенного им ущерба, работодатель должен возместить разницу между суммой ущерба и страховой выплатой, а затем взыскать ее с виновника аварии.

То есть общая величина материального ущерба, которую виновный в ДТП работник возмещает работодателю, складывается из расходов фирмы на ремонт собственного автомобиля и суммы ущерба, причиненного третьим лицам, в части, которая не покрыта страховой выплатой по ОСАГО пострадавшей стороне.

Налогообложение. Как уже отмечалось, затраты на ремонт собственного автомобиля организация в налоговом учете включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/139379.html

Если повредили или потеряли груз в транспортной компании?

Водитель транспортной компании повредил чужое имущество

В данной статье я расскажу Вам о некоторых тонкостях работы с транспортными компаниями, ведь отправляя груз, вы доверяете экспедитору его доставку в полной сохранности и после того как вы передали груз на транспортную компанию, по идее ответственность за сохранность и все полученные в ходе перевозки повреждения несет экспедитор (транспортная компания)! Так ли это на практике и какие проблемы могут возникнуть при повреждении груза во время перевозки, мы расскажем в нашей статье.

Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью.

  Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты.

  Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.

В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.

Ответственность за причинение вреда чужому имуществу

Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.

Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению.

  Само по себе повреждение груза – это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.

Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки.

  Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое,  к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей,  утраченная деталь тренажера,  утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.

Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности.  В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции.

  За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза. 

На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по  пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо.  Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.

Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.

Как возместить убытки с физического или юридического лица?

И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.

Экспедитор несет ответственность:

  • В случае повреждения груза (его порчи)  принятого для перевозки экспедитором в случае если ценность не объявлена и ответственность экспедитора здесь наступает в размере суммы на которую снизилась действительная реальная стоимость груза в результате полученных повреждений из такой ситуации необходимо будет документально подтвердить на какую сумму снизилась цена груза в результате повреждения.   В случае полного повреждение груза при невозможности его восстановить материальная ответственность наступает в размере документально подтвержденной стоимости груза. Здесь стоит сказать, что документально подтвержденная стоимость груза (действительная) определяется из конкретной цены груза (товара) которая должна быть указана в счете продавца или договоре купли-продажи, а если таких документов нет, то цена определяется исходя из средней цены на аналогичные товары установленной в том месте где груз подлежит выдаче;
  • Случае когда экспедитор принял груз с объявлением ценности и в результате произошла его порча (повреждение),  ответственность экспедитора наступает в размере суммы на которую снизилась объявленная ценность груза.  В случае когда груз  передан экспедитору с объявленной ценностью был полностью повреждён либо практически уничтожен и не имеется возможности его восстановить экспедитор несет ответственности в размере объявленной ценности груза;
  • В случае утраты или недостачи груза который экспедитор принял для перевозки без объявления ценности,  ответственность экспедитора наступает в размере документально подтверждённой стоимости груза,  либо документально подтвержденной недостающей части груза (как в таком случае определяется стоимость груза определяется так же как я описывал выше в конце первого пункта списка);
  • В случае когда произошла утрата или недостача груза принятого экспедитором с объявленной ценностью,  ответственность кредитора наступает в рамках объявленной ценности,  либо в рамках пропорциональной части недостающего груза отталкиваясь при расчетах от объявленной ценности.

На самом деле существует так называемая презумпция вины перевозчика и в ситуации когда произошла недостача, утрата либо повреждение груза, перевозчик обязан доказать, что повреждение, утрата либо недостача груза произошла по причинам обстоятельств которые экспедитор не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. А задача клиента в свою очередь, это доказать размер причиненного ущерба.

Однако перевозчик освобождается от ответственности в случае повреждения, утраты или недостачи груза, в случае если будет доказано, что перевозчик проявил необходимую степень осмотрительности и заботливости которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а так же перевозчик принял все меры для качественного исполнения обязательства по перевозке груза. Но данный факт требуется еще доказать, так что здесь не все так просто и как Вы понимаете ничего не бывает идеально.

В случае когда имеет место доказанная вина экспедитора, либо третьего лица на которое экспедитор возложил исполнение конкретных обязанностей, то возмещается не только реально причиненный ущерб, так же возмещению подлежит упущенная выгода, частичный или полный возврат уплаченного клиентом за услуги перевозки денежных средств.

Однако условие о возврате вознаграждения за перевозку в случае утраты, недостачи или повреждения груза, не всегда имеет место и денежные средства могут быть не возвращены в случае если в договоре не указаны обязательства экспедитора вернуть вознаграждение за ненадлежащее оказание услуг, то вознаграждение и не возвращается.

Может помочь страхование груза

Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.

Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.

Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.

Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • Налоговая накладная;
  • Расходная накладная;
  • Акт приема-передачи груза;
  • Договор страхования;
  • Договор перевозки;
  • Договор экспедирования.

Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.

Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.

Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:

  1. Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
  3. Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.

Как действовать если Вы обнаружили повреждение груза, недостачу или произошла утрата груза?

Источник: https://yurist174.ru/grazhdanskoe-pravo/vozmeshchenie-vreda/esli-povredili-ili-poteryali-gruz-v-transportnoy-kompanii

Смотрите, какая тема — Кто виноват в ДТП с воротами или забором при наезде или закрытии/открытии?

Водитель транспортной компании повредил чужое имущество

  1. При любом ДТП с наездом автомобиля на сооружение или объект необходимо вызывать для оформления ГИБДД.
  2. ОСАГО в таких авариях работает только в случаях, когда виновен водитель авто (и на машину есть действующий полис).

  3. Если даже транспортное средство припарковано с нарушением ПДД, то открывашиеся ворота не делают водителя виновным.
  4. А европротокол в таких случаях оформлять нельзя.

Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2020 года о виновности и обязанности оформления документов.

Можно ли не оформлять такое ДТП?

Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП… Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.

Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.

Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ.

И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён.

И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.

Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.

Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:

  1. немедленно остановиться и не перемещать ни автомобиль, ни сами ворота и забор, если те не угрожают причинить больше повреждений или не создают дальнейшую опасность,
  2. включить “аварийку”,
  3. выставить знак аварийной остановки (безусловно, находитесь вы на дороге ворота с забором стоят в поле, и вы в них въехали либо те упали, открылись или закрылись в вашу машину),
  4. позвонить в полицию по номеру 102 либо в дежурную часть, если вы знаете номер, и ожидать приезда сотрудников.

Если есть пострадавшие или погибшие люди

Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:

  • для виновника будет жёстче наказание, независимо от того, кто виноват – владелец забора или водитель, вплоть до уголовной, если вред здоровью судмедэкспертизой будет признан тяжким или результатом ДТП станет смерть людей,
  • для потерпевшего, даже при незначительном вреде здворовью пострадавших, время получения возмещения может затянуть до года и более, пока не будут закрыты все расследования (административное и/или уголовное).

Наезд на забор – что делать?

Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.

Но есть и хорошие новости в этом – если ваша автогражданская ответственность застрахована, то собственник забора получит возмещение в полном объёме в пределах страховой сумммы 400 тысяч рублей, обратившись в вашу страховую компанию по ОСАГО. Правда, стоимость страховки в следующем периоде для вас из-за этого возрастёт, но с большой долей вероятности меньше, чем стоимость забора.

И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!

И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:

  • припаркованному автомобилю,
  • самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
  • декоративным постройкам,
  • домашним животным или скоту,
  • и даже высаженным во дворе растениям.

Если ГИБДД отказывается оформлять

Но в 2020 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.

Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.

1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.

3 Административного регламента, введённого Приказом №664).

В этом случае ваши действия могут быть следующие:

  1. потребовать сообщить вам входящий номер вашего устного заявления,
  2. позвонить в дежурную часть и сообщить об отказе выезжать сотрудников ГИБДД, сообщив входящий номер,
  3. если и это не решит проблему, то можете вызвать местного участкового для оформления документов о ДТП.

По результату у потерпевшего на руках должны быть:

  • постановление, вынесенное в отношении виновника, либо соответствующее определение (если приезжали сотрудники ГИБДД,
  • сведения о ДТП (может быть другое название, но должно содержать все данные о происшествии, включая ФИО участников, данные автомобиля, место и время происшествия, его обстоятельства, информация о страховке водителя),
  • информация о вашей страховке – сообщите ему название страховой компании, где вы покупали полис, серию и номер полиса (хотя, эти данные также должны быть указаны в сведениях о ДТП).

У меня нет страховки

В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.

Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.

Если скрылись с места ДТП

Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.

Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.

При этом, следует учесть следующие обстоятельства:

  • даже если вас вызовут в полицию для дачи показания, вы можете указать, что за рулём были не вы (если, конечно, же по камерам очевидно не удастся доказать вашу причастность), а другой человек, и на основании статьи 51 Конституции РФ отказаться свидетельствовать против себя и своих близких,
  • последствий за неявку в отделение для вас не никаких,
  • но если дело дошло до суда, то судья может назначить принудительный привод.

Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.

Для владельца забора тоже есть хорошие новости. Вам достаточно идентифицировать машину, и не обязательно устанавливать водителя. Требуется также, чтобы у собственника автомобиля было действующее ОСАГО. В этом случае вы сможете получить возмещение.

Что делать в первую очередь при таком ДТП:

  1. вызвать полицию для возбуждения дела,
  2. выяснить, попало ли происшествие в объектив камер (видеорегистраторы свидетелей, камеры наружного наблюдения, в том числе ваших соседей),
  3. если камеры принадлежат организациям или госорганам, подать письменное ходатайство в ГИБДД, где возбуждено административное расследование, об истребовании видеозаписей, при этом, желательно предварительно попросить хозяев камер сохранить запись,
  4. попытатья “по свежим следам” от аварии найти автомобиль, вызвать ГИБДД и сфотографировать повреждения – главная задача здесь – доказать причастность именно этого авто к вашему ДТП.

Сколько стоит забор?

Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.

Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.

Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.

Кто виноват в ДТП с воротами?

Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:

  • если на ворота наехал автомобиль, то вина лежит на водителе, и что делать в таком случае, описано полностью идентично ДТП с забором выше, когда виновен автолюбитель,
  • если створка открылась произвольно, то виноват ответственный за их эксплуатацию и техническое состояние (должностное лицо в организации или хозяин ворот, если это частная территория),
  • если кто-то открывал эти створки и ударил чужую машину, то ответственность лежит именно на нём,
  • а когда и авто двигалось, и ворота открывались/закрывались, то здесь может быть и обоюдная вина, однако, такие дела следует рассматривать в контексте, чьё нарушение конкретно привело к аварии и удалось бы избежать ДТП при отсутствии одного из предполагаемо виновных действий (например, если авто влетело в ворота на большой скорости, то уже не имеет значения, двигались ли их створки – происшествие в любом случае бы произошло).

Если автомобиль припарковался слишком близко

ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2020 года, лежит именно на воротах.

Это так, потому что суды действуют примерно следующим образом при выяснении виновости: если бы вместо припаркованного в нарушение ПДД автомобиля там был не нарушающий ничего человек, то удалось бы избежать вредных последствий? Нет, не удалось бы. Вот и ответ на наш вопрос.

Что делать?

Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.

Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.

Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.

Если “полюбовно” договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.

Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в “досудебке”) подавать в суд по месту регистрации ответчика.

Можно ли оформить европротокол?

Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.

Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.

Несколько важных тонкостей

  • В случае с ДТП с наездом на ворота или забор, когда виноват водитель машины, не работает источник повышенной опасности – это действует только когда автомобиль был таким источником по отношению к пешеходам, пассажирам или велосипедистам.

  • Если вы договорились о добровольном возмещении ущерба, это никак не отменяет состава по лишению прав и крупному штрафу за оставление места ДТП, поэтому поступать так можно только на свой страх и риск.
  • В любом происшествии, где причинён вред, не бывает невиновных по российскому законодательству 2020 года.

    Даже если машина сама скатилась в сооружение, то вина лежит на том, кто последним управлял.

  • На будущее, даже если вам кажется, что вы попали в обычную аварию с участием 2 автомобилей, обратите внимание на то неочевидное, что ещё могло пострадать: бордюры, столбы, люки, отбойники – даже если на них только царапины, формально это ущерб, и участников ДТП здесь уже более двух.

Источник: https://TonkostiDTP.ru/a/kto-vinovat-v-dtp-s-vorotami-ili-zaborom-pri-naezde-ili

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.