Водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени

Сурв на предприятии транспорта — audit-it.ru

Водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени

С. В. Манохова

Журнал “Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение” № 2/2016

Если в отношении водителей вводится суммированный учет рабочего времени, каким образом в этом случае определяется продолжительность их рабочего времени, рабочей смены, время отдыха? Какие доплаты положены водителям при введении СУРВ? Как они рассчитываются?

Учет рабочего времени и отдыха работников, труд которых связан с движением транспортных средств, имеет свои особенности. В отношении водителей Приказом Минтранса РФ от 20.08.

2004 № 15 утверждено специальное положение – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей[1] (далее – Положение).

На его нормы, а также нормы трудового законодательства мы и будем опираться при выяснении того, какие нюансы нужно учитывать в случае установления водителям суммированного учета рабочего времени.

Продолжительность рабочего времени

Трудовым законодательством установлены понятия рабочего времени и нормальной продолжительности рабочего времени. В общем случае последняя не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). В соответствии с п.

 7 Положения для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

Если по условиям работы не может быть соблюдена определенная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ).

Стоит отметить, что продолжительность учетного периода в отношении водителей устанавливается, как правило, равной одному месяцу (п. 8 Положения). Если водитель занят на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период или на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может составлять от одного до шести месяцев.

Продолжительность рабочей смены

В отношении водителей строго контролируется не только продолжительность рабочего времени за учетный период, но и продолжительность рабочей смены.

Возможные ситуацииПродолжительность рабочей сменыПрименяемая норма
Общий случайНе более 10 часовПункт 9 Положения
При осуществлении междугородной перевозки (если водителю необходимо доехать до соответствующего места отдыха)*Не более 12 часовПункт 10 Положения
При работе на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутахМожет быть увеличена до 12 часовПункт 11 Положения
При осуществлении перевозок для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологических перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, перевозок на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозок на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобиляхМожет быть увеличена до 12 часов, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной смены не превышает 9 часовПункт 12 Положения

    * Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Время отдыха

Положением, помимо прочего, регулируется длительность времени отдыха водителей. Так, при СУРВ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25).

Исключение из данного правила предусмотрено для лиц, работающих на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении.

Для них продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 до 9 часов, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

На междугородных перевозках при СУРВ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не должна быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели работнику предоставляется дополнительный отдых.

При СУРВ выходные дни устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель данного месяца.

Все описанные выше нюансы следует учитывать при составлении графика работы водителей.

Установление графика, при котором суммированное рабочее время водителя превышает нормальную продолжительность рабочего времени за учетный период, несоблюдение требований к длительности времени отдыха – повод для наложения на организацию административного штрафа.

Подтверждение тому – многочисленная арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 07.03.2014 № Ф07-10953/2013 по делу № А13-8530/2013 судьи выявили, что в графиках работы водителей продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц) превышала нормальное число рабочих часов[2].

В Постановлении ФАС ВВО от 14.05.2014 № Ф01-1303/2014 по делу № А28-9929/2013 обнаружилось, что организацией не соблюдаются требования междусменного и еженедельного непрерывного отдыха водителя. В обоих случаях транспортные организации привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Что входит в рабочую смену водителя?

В рабочую смену водителя входит не только время, когда он непосредственно находится за рулем (время управления автомобилем), но и следующие периоды (п. 15 Положения):

  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Какие доплаты положены водителям при введении СУРВ?

Водителям, учет рабочего времени которых осуществляется суммировано, при выполнении ими работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, положены все виды доплат, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ), а именно:

  • доплата за сверхурочно отработанные часы;
  • доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплата за работу в ночное время.

Остановимся на каждой из этих доплат подробно.

Доплата за сверхурочно отработанные часы

Итак, мы выяснили, что на этапе составления ежемесячного графика работы водителя работодатель должен соблюдать нормальную продолжительность рабочего времени, а также учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением.

Нормальная продолжительность рабочего времени в месяце при 40-часовой рабочей неделе определяется путем умножения числа рабочих дней в этом месяце на 8 часов. Здесь же следует учитывать положения ст.

 95 ТК РФ, согласно которой продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Так, например, в первом квартале 2016 года сокращенный рабочий день приходится на 20.02.2016.

ЯнварьФевральМарт
Календарные дни312931
Рабочие дни152021
Выходные и праздничные дни16910
Рабочее время в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, ч.120(15 раб. дн. х 8 ч.)159(20 раб. дн. х 8 ч. – 1 ч.)168(21 руб. дн. х 8 ч.)

Работодатель вправе привлечь водителя (с его письменного согласия) к сверхурочной работе в следующих случаях (ст. 99 ТК РФ):

  • вследствие непредвиденной задержки в пути перевозка не могла быть выполнена в течение установленной для водителя продолжительности рабочего времени (когда незавершение поездки могло повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (третьих лиц), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей);
  • при производстве работ по ремонту транспортного средства неисправность могла стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. Но в этом случае работодатель обязан немедленно принять меры по замене его другим работником.

Под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствие со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры платы за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

У бухгалтеров возникает вопрос, что понимается под первыми и последующими часами сверхурочной работы. Поясним. Для водителей, работающих по графику пятидневной (шестидневной) рабочей недели, сверхурочные часы учитываются ежедневно, соответственно, первые и последующие часы определяются легко.

Что касается применения на предприятии механизма «суммированный учет рабочего времени», большинство экспертов сходятся во мнении, что устанавливать продолжительность сверхурочно отработанных часов можно только по завершении учетного периода.

Следовательно, первые два часа переработки оплачиваются с применением коэффициента не менее 1,5, все остальные сверхурочно отработанные часы за учетный период – с применением коэффициента не менее 2.

Пример 1

В феврале 2016 года водитель отработал 170 часов против установленных по графику 159 часов. Учетный период на предприятии – месяц.

В феврале 2016 года водитель отработал сверхурочно 11 часов (170 – 159), два из которых следует оплатить не менее чем в полуторном размере, 9 часов – не менее чем в двойном размере.

Доплата за работу в выходные и праздничные дни

По общим правилам работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена. В соответствии с п.

 28, 29 Положения привлечение водителя к работе в выходной или нерабочий праздничный день осуществляется в случаях, предусмотренных ст.

 113 ТК РФ (с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации). В названной статье Трудового кодекса, кроме прочего, поименованы:

  • работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;
  • работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения;
  • неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, работодатель с согласия работника вправе установить ему график работы, по которому последний выходит на смену в праздничные дни (в соответствии со ст. 112 ТК РФ в 2016 году – 14 праздничных дней).

О том, что понимается под выходными днями при работе по графику, расскажем ниже. В силу ст.

 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (конкретные размеры оплаты труда в названные дни могут устанавливаться внутренними документами организации). Оплата осуществляется следующим образом.

По желанию сотрудника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Приведенные выше нормы требуют некоторых пояснений. Для этого обратимся к:

  • Рекомендациям Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней, утвержденным на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1, от 02.06.2014 (далее – Рекомендации Роструда);

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/859135.html

Вводим для водителей суммированный учет рабочего времени

Водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени

“Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2008, N 2

Водители автомобилей выходят на работу в соответствии с установленным работодателем графиком работы (сменности), о котором они узнают не позднее чем за месяц до его введения. Причем при составлении этого графика работодателю в обязательном порядке следует соблюдать требования специализированного Положения . Данное Положение разработано в соответствии со ст.

329 ТК РФ и устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей , работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Приказу Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
Требования Положения не распространяются на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Как правило, графики работы (сменности) составляются работодателем для водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени (СУРВ).

Необходимость введения СУРВ обусловлена тем, что время нахождения в поездке порой превышает допустимую продолжительность ежедневной (еженедельной) работы.

Такой учет рабочего времени позволяет по итогам работы за учетный период выйти на нормальную продолжительность рабочего времени. В статье рассмотрены особенности расчета заработной платы водителей, которым установлен СУРВ.

В первую очередь разберемся, в каких случаях правилами внутреннего трудового распорядка организация или индивидуальный предприниматель может ввести СУРВ.

Сразу оговоримся, что установление СУРВ – дело добровольное, за исключением ситуации, когда трудовой процесс осуществляется вне места постоянного проживания работников и отсутствует возможность организации ежедневного их возвращения к месту постоянного проживания (вахтовый метод работы). Согласно ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается только СУРВ.

Итак, СУРВ можно ввести, если по условиям производства (работы) у ИП, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Нормальная продолжительность рабочего времени для водителей не может превышать 40 часов в неделю, а нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) – 8 часов (если водитель работает по календарю 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями) или 7 часов (при работе по календарю 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем) (п. 7 Положения).

Цель введения СУРВ – не допустить, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) превышала нормального числа рабочих часов. Трудовым кодексом установлено, что учетный период можно установить равным месяцу, кварталу или иному периоду, но не более года. В п.

8 Положения уточняется: в отношении водителей продолжительность учетного периода – один месяц, правда, при осуществлении перевозок пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и других перевозок, связанных с сезонными работами, учетный период можно установить продолжительностью до 6 месяцев.

В общем случае нормальное число рабочих часов за учетный период определяется на основании установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для водителей, как и для других категорий работников, это 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ, п. 7 Положения).

Отметим, что при СУРВ продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10, а в отдельных случаях 12 часов.

Следовательно, при сменном графике работы время работы водителей должно быть установлено таким образом, чтобы их ежедневная смена не превышала 10 (12) часов, а время работы за месяц – нормального числа рабочих часов, которые определяются, как правило, исходя из 40-часовой рабочей недели.

При этом при составлении графика практически невозможно избежать ситуаций, когда водители вынуждены работать в условиях, отличающихся от нормальных, например сверхурочно, в ночное время или в праздничные дни. В этих случаях работникам производятся соответствующие дополнительные выплаты (ст. 149 ТК РФ).

Об этих случаях рассказано в статье Ю.А. Локтевой “Составляем график труда и отдыха водителей” (N 4, 2007, с. 23).

Работаем сверхурочно

Бухгалтеры достаточно часто сталкиваются с тем, что работники работают сверхурочно. Какая работа при СУРВ признается сверхурочной? В соответствии со ст. 99 ТК РФ при СУРВ таковой признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Поскольку при формировании работодателем графика работы (сменности) должна быть выдержана нормальная продолжительность рабочего времени, на основании которой определяется нормальное число рабочих часов за учетный период, то для определения количества часов, отработанных сверхурочно, можно воспользоваться графиком работы.

Хотя в некоторых случаях работодатели уже при составлении графика закладывают сверхурочные часы. Однако это является нарушением требований трудового законодательства.

Во-первых, при составлении графиков работы (сменности) в обязательном порядке должны быть соблюдены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением. Во-вторых, сверхурочные работы возможны в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

За исключением отдельных случаев, работника можно привлечь к сверхурочной работе только с его письменного согласия, чего не требуется для разработки графика работы. При СУРВ сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов.

Продолжительность самой сверхурочной работы для каждого водителя не должна быть больше 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 14 Положения, ст. 99 ТК РФ). За нарушение указанных ограничений КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27).

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/47851-vvodim-dlya-voditelej-summirovannyj-uchet-rabochego-vremeni

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.