Возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего

Содержание

Проблемы, возникающие у потерпевшего на стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего

Максим Пешков, юрист, адвокат, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП) Максим Пешков рассмотрел актуальные проблемы, возникающие у потерпевших на стадии возбуждения уголовного дела.

По вопросу количества выносимых постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел необходимо остановится на трех взаимосвязанных проблемах первой стадии досудебного производства – возбуждения уголовного дела.

Это реализация прав заявителя:

на стадии рассмотрения заявления о преступлении;при ознакомлении с процессуальными решениями по принятому заявлению;

в рамках проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором.

В соответствии со статистическими данными только за 2016 г. количество вынесенных (без повторов) постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,808 млн.

Заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на то, что согласно Уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации такие уведомления должны направляться заявителям не позже 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения.

Исходя из данного тезиса, можно сделать вывод, что уголовно-процессуальное законодательство необходимо скорректировать в части порядка уведомления потерпевшего (заявителя) о принятом по заявлению процессуальном решении, о порядке проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также об установлении в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя.

В силу ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда, что отвечает определению Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г.

№ 131-О «По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым, «правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им».

Исходя из правоприменительной практики, которая непосредственно коррелируется с нормами, закрепленными в УПК РФ следует, что до формального признания следователем (дознавателем) потерпевшего соответствующим постановлением, лицо (заявитель), фактически являющееся потерпевшим, не имеет даже части прав потерпевшего, закрепленных в ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

Действующая редакция ч. 1.1 ст.

144 УПК РФ предусматривает обязанность следователя разъяснить лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и обеспечивает возможность реализации этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права. К таким правам действующий закон относит право не свидетельствовать против себя и членов своей семьи, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействия) следователя (дознавателя) в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Несмотря на это, действующая редакция закона не предусматривает право заявителя подавать на стадии проверки сообщения о преступлении ходатайства.

Необходимость получения заявителем процессуального права заявлять ходатайства на стадии проверки сообщения о преступлении обуславливается возможностью заявителя указывать следователю (дознавателю) на выполнение конкретных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, а в случае отказа в удовлетворении ходатайства на стадии проверки сообщения о преступлении — обжаловать его прокурору или в суд в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Несмотря на то, что ч. 1 ст.

144 УПК РФ обязывает следователя (дознавателя) принять и проверить информацию (заявление) о любом совершенном или готовящемся преступлении, круг процессуальных действий следователя (дознавателя), производство которых возможно при проведении проверки сообщения о преступлении, строго определен указанной нормой и предусматривает право, а не обязанность следователя (дознавателя) по их производству.

Получение заявителем (потерпевшим) процессуального права на заявление ходатайств на стадии проверки сообщения о преступлении положительно скажется на возможности раскрытия преступления по «горячим следам», обеспечит право заявителя ходатайствовать о принятии незамедлительных мер по фиксации следов преступления.

В указанной части рассматриваемой статьи было бы разумно предусмотреть обязанность следователя в незамедлительном рассмотрении ходатайства заявителя при проведении проверки сообщения о преступлении.

Максимальный срок рассмотрения ходатайства, установленный ст.

121 УПК РФ, не может быть применен в данном случае, поскольку срок предварительного расследования и срок проведения проверки сообщения о преступлении существенно отличаются.

Также, на практике складывается ситуация, при которой, после получения прокурором копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, без жалобы потерпевшего прокурорская проверка законности принятого решения фактически не производится, так как остается неурегулированным на законодательном уровне вопрос о сроке предоставления органами дознания и органами предварительного следствия материалов проверки по сообщению о преступлении, которые в адрес прокурора могут не поступить. Соответственно прокурор начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы от потерпевшего, которая, в свою очередь, не поступит до того момента, пока заявитель не получит копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ч. 6 ст. 148 УПК РФ, устанавливает прокурору пятисуточный срок для вынесения мотивированного постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Важным и принципиальным в данной норме процессуального закона является указание на то, что прокурор выносит указанное постановление после момента получения материалов проверки сообщения о преступлении. Соответственно в ч.

4 ст. 148 УПК РФ установлено требование о направлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в адрес прокурора в течение 24 часов с момента вынесения данного постановления. Однако в данной норме не предусмотрена подобная обязанность относительно предоставления в этот же срок материалов проверки сообщения о преступлении, на основании которых принято процессуальное решение.

Такая практика нарушает основополагающие права граждан, закрепленные в части 2 статьи 24 и в статье 53 Конституции Российской Федерации, препятствует обжалованию лицами, пострадавшими от преступлений, незаконных решений, действий и бездействия работников органов предварительного расследования и органов прокуратуры.

Однако, Генеральная прокуратура РФ может справедливо отметить, что законодательное предложение, в части установления срока проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст.

148 УПК РФ) будет нецелесообразным и не нужным, так как по данным статистических отчетов по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания в 2017 г. прокуратурой было отменено 2 381 432 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых только 36 956 отменено по поступившим жалобам на постановления в адрес прокуратуры, т.е.

примерно 98,5 % отменяется самой прокуратурой, в связи с чем уголовно-процессуальный кодекс не нуждается в установлении дополнительного регулирования в данной части.

Практический опыт работы Фонда поддержки пострадавших от преступлений в части обжалования незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел посредством подачи жалобы в адрес прокурора показывает, что в большинстве случаев, после получения прокурором жалобы на незаконно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, он проверяет обжалуемое постановление, отменяет его, а в последствии выносит постановление об отказе в удовлетворении жалобы, в связи с тем, что ранее обжалуемое постановление было отменено самим прокурором. В итоге незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, фактически не проверяется прокурором до момента поступления жалобы, а для улучшения показателей работы по надзору прокуратура не учитывает общее количество поданных жалоб.

Пути решения:

1. Предлагаем ст. 144 УПК РФ дополнить ч. 1.3, в которой установить круг процессуальных прав и обязанностей заявителя – лица, сообщившего в органы предварительного расследования о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (потерпевшего).

2. Предлагаем дополнить статью 148 УПК РФ нормой, которая обяжет органы предварительного расследования направлять заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заказной почтой с приобщением к отказному материалу или соответствующему делу почтовой квитанции, удостоверяющей факт и дату направления документа и фиксирующей его почтовый номер.

3. Соответственно, предлагаем содержание ч. 4 ст. 148 УПК РФ для всестороннего и полного осуществления полномочий Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в том числе, для защиты прав заявителей, пострадавших от преступных посягательств, в следующей редакции:

«Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и материалы проверки сообщения о преступлении, на основании которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента вынесения данного постановления направляются прокурору. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования».

ФПП

Похожее

Источник: https://soprotivlenie.org/news/newscast/problemy-voznikayushhie-u-poterpevshego-na-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Уголовное дело публичного обвинения: процесуальный порядок возбуждения и форма

Возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего

Наличие основания и повода к возбуждению дела об уголовном правонарушении обязывает определенных должностных лиц рассмотреть сообщение о совершенном преступлении и принять решение завести уголовное дело. Законодательством установлено три вида уголовных дел: обвинения публичной направленности, частно-публичного и частного обвинений.

Сущность публичных дел об уголовных правонарушениях

Особенностью уголовных дел публичного обвинения является их повышенная общественная опасность, в связи с которой возбудить дело об уголовном правонарушении можно даже при отсутствии заявления от потерпевшего.

Возбудить дело можно по одному из четырех оснований:

  • заявление о совершенном преступлении;
  • добровольная явка преступника и сообщение о совершенном им деянии;
  • сообщения об уголовных правонарушениях, полученных из других источников (к ним можно отнести сведения, которые были получены при проведении оперативно-розыскных мероприятий);
  • прокурорское постановление о передаче материалов проверки в орган, осуществляющий предварительное расследование, чтобы решить вопрос о целесообразности заведения дела об уголовном правонарушении.

Лица, возбуждающие уголовные дела публичного обвинения

Уголовно-процессуальным законодательством определен круг субъектов, которые имеют право заводить дело в отношении подозреваемого.

К ним относятся:

  1. Следователь.
  2. Дознаватель.
  3. Руководитель органа следствия.

Полномочия следователей

Компетенция следователей из российского Следственного комитета по возбуждению уголовных дел публичного обвинения включает полномочия на рассмотрение дел в отношении следующих категорий преступлений:

  • преступления, указанные в статьях Уголовного кодекса: 105-110.2, части четвертой статьи 111 (часть четвертая), 120, 126, 127 (части вторая и третья), 127.1 (части вторая и третья), 127.2 (части вторая и третья), 131-149, 172.1, 128, 151.2, 170.1, 169, 171.2, 194 (части третья и четвертая), 185-185.6, 199.4, 198, 200.4, 200.5, 205, 201.1, 201, 204.1, 204, 205-205.5, 215.1, 215, 208-212.1, 216, 217.2, 235.1, 227, 237, 238.1, 238, 240.1, 239, 242.2, 242.1, 250, 246-249, 251 (части вторая и третья), 252 (части вторая и третья), 254 (части вторая и третья), 255, 258.1 (части вторая и третья), 263.1, 263, 270, 269, 271.1, 271, 282-282.3, 279, 284.1, 292-293, 285-291.1, 294 (части вторая и третья), 296, 295, 298.1-305, 318, 317, 321, 328, 320, 330.1, 327.2, 332-354.1, 330.2, 356-361;
  • преступления, совершенные лицами, в отношении которых ведется особый процесс производства по статье 447 процессуального кодекса, исключая седьмую часть указанной статьи, а также по преступлениям, связанным с профессиональными обязанностями гражданина;
  • преступления, которые были совершены лицами, занимающими должности в Следственном комитете, органам службы федеральной безопасности, внешней разведывательной службы, службы Федеральной охраны, органов по внутренним делам, органов и учреждений системы исполнения наказания, органов таможни, военнослужащих, лиц на военных сборах и т. п.;
  • преступления тяжкой или особо тяжкой степеней, которые были совершены несовершеннолетними или по отношению к несовершеннолетним.

О возбуждении дела следователь обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия дознавателей

Компетенция дознавателей по осуществлению уголовного преследования по делам публичного обвинения включает в себя расследование следующих категорий дел:

  1. Преступления, в отношении которых можно не проводить следствие предварительного характера (включая дела по третьей части статьи 150 и третьей части статьи 151 УПК РФ).
  2. Преступления, по которым производство следствия предварительного характера обязательно, но дознание можно проводить при необходимости проведения следственных неотложных действий перед передачей в отдел следствия.

О возбуждении дела дознаватель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия руководителя органа следствия

Компетенция руководителя органа следствия при расследовании уголовных дел публичного обвинения включает следующие категории дел:

  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является руководителем группы следствия;
  • преступления, определенные пятой частью статьи 146 и пятой частью статьи 447 УПК;
  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является дознавателем.

О возбуждении дела руководитель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Элементы постановления о возбуждении дела об уголовном правонарушении

Порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения включает вынесение постановления.

Его составляющими являются следующие элементы:

  1. Место, время и дата вынесения документа.
  2. Указание на должностное лицо, вынесшее Постановление.
  3. Поводы, а также основания для расследования дела.
  4. Указание статьи с подпунктами УК РФ, на основании которой возбуждалось дело.

Части постановления

Особенности возбуждения уголовных дел публичного обвинения определяют, что в постановлении, которое дает право на расследование дел об уголовных правонарушениях, присутствуют три обязательные части: вводная, описательно-мотивировочная, резолютивная.

Вводная часть включает место, время и дату вынесения документа; должность, звание, имя, фамилию и отчество должностного лица; данные о принятом сообщении о правонарушении.

Описательно-мотивировочная часть содержит поводы, а также основания для возбуждению дела об уголовном правонарушении.

Резолютивная (заключительная) часть включает решение возбудить дело о правонарушении. При известном имени правонарушителя Постановление принимается по отношению к конкретному лицу. В этом случае данному лицу присваивается статус (процессуальный) подозреваемого по первому пункту первой части статьи 46 процессуального кодекса. В этом случае дознание может проводиться в сокращенном виде.

Если виновное лицо неизвестно, дело возбуждается на основании факта совершения правонарушения уголовной направленности.

Уведомление прокурора о вынесении Постановления

Прокурор незамедлительно, при первой возможности, получает уведомление о проводимом расследовании в следующих случаях:

  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено капитаном судна (речного или морского) в дальнем плавании;
  • если дело было возбуждено руководителем геологоразведочных зимовок или партий, которые удалены от мест, имеющих органы дознания;
  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено главой представительства дипломатического типа или учреждения консульского типа.

Прокурор имеет право на отмену вынесенного постановления в течение суток с момента его получения, если признает его необоснованным или незаконным. В этом случае он должен вынести мотивированное ответное постановление и направить его копию лицу, которое возбудило дело об уголовном правонарушении.

Лица, к которым применим особый порядок возбуждения дела

При совершении преступлений лицами, которые определены статьей 447 Кодекса, уголовные дела публичного обвинения имеют особенный порядок рассмотрения. К ним относятся:

  1. Члены и депутаты Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутаты представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, члены или депутаты в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностные выборные лица в местном органе самоуправления.
  2. Судьи (в Конституционном Суде, федеральных общих судах, федеральных арбитражных судах, мировые судьи, судьи судов субъекта, присяжные или заседатели арбитражного типа в период осуществления правосудия этими лицами).
  3. Председателя в российской Счетной палате, его заместителя или аудиторов в Счетной палате.
  4. Уполномоченного в сфере прав человека.
  5. Президента в отставке или кандидата на эту должность.
  6. Прокурора.
  7. Председателя в Следственном комитете.
  8. Руководителя органа следствия.
  9. Адвоката.
  10. Следователя.
  11. Членов избирательных или референтных комиссий, имеющих право на решающий голос.
  12. Кандидатов в депутаты в Госдуму (зарегистрированных) или кандидатов (зарегистрированных) в орган государственной законодательной власти субъекта.

Порядок возбуждения особых уголовных дел

Уголовные дела публичного обвинения по отношению к особым категориям преступников рассматриваются разными должностными лицами в каждом конкретном случае.

Преступления членов и депутатов Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутатов представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, депутатов либо членов в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностных выборных лиц в местном органе самоуправления рассматриваются Председателем в Следственном комитете при наличии согласия членов соответствующего органа по представлению Генерального прокурора.

Преступления, совершенные Генеральным прокурором, рассматриваются Председателем в Следственном комитете, если имеется заключение коллегии трех человек из судей в Верховном Суде, выданное на основании представления Президента о наличии признаков правонарушения в отношении прокурора.

Преступления, совершенные Председателем в Следственном комитете, рассматриваются его исполняющим обязанности по вышеизложенным основаниям. Заявление Президента об обнаружении признаков совершенного соответствующими должностными лицами преступления рассматривается на судебном заседании закрытого типа при участии подозреваемых и их защитников, а также при наличии материалов дела.

Правонарушения судьи в Конституционном Суде расследует Председатель в Следственном комитете при согласии Суда.

Если речь идет о Верховном Суде, субъектом расследования является то же лицо, но необходимо согласие квалификационной Высшей коллегии судей и т.д.

Согласие (или несогласие) Суда должно быть представлено Председателю в Следственном комитете в течение десяти дней с даты получения документа. Кроме того, согласие должно быть аргументировано.

Также Председатель расследует преступления прочих руководящих лиц, за исключением уголовных правонарушений, совершенных должностными лицами органов в субъектах РФ. В этом случае дело расследует руководитель органа следствия от Следственного комитета на уровне субъекта.

Особенности возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения

особенность дел этой категории – повод к возбуждению дела. Для заведения дела необходимо наличие заявления от пострадавшего. Это закреплено в третьей части статьи 20 и в статье 147 Кодекса.

Рассмотрение уголовных дел частно-публичного обвинения полностью зависит от волеизъявления потерпевшей стороны в то время, как в сфере публичных обвинений расследование проводится в обязательном порядке при обнаружении признаков совершенного преступления.

В том случае, если имеются все признаки уголовного правонарушения, но пострадавший не заявляет об этом, в возбуждении дела отказывают на основании пятого пункта первой части статьи 24 УПК.

Руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора) вправе рассматривать уголовные дела частно-публичного обвинения (и частного), если пострадавшим является лицо, которое не в состоянии защитить собственные права и интересы из-за беспомощного или зависимого состояния.

Особенности расследования дел частного обвинения

В отличие от уголовных дел частно-публичного обвинения, возбуждение дел в частном порядке происходит по заявлению не только пострадавшего, но и его представителя на законных основаниях. Также завести можно посредством подачи заявления от пострадавшего или представителя судье мирового участка (согласно второй части статьи 20 и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Следующая особенность рассмотрения таких дел – необходимость наличия конкретного подозреваемого (по первой части и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Если уголовное правонарушение совершено по отношению к лицу, которое не в состоянии защитить свои интересы из-за отсутствия сведений о преступнике, дело может возбудить руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора).

Уголовные дела при обвинении в публичном порядке имеют особый порядок рассмотрения, несколько отличающийся от рассмотрения иных категорий дел.

Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1439293833216527354/ugolovnoe-delo-publichnogo-obvineniya-protsesualnyj-poryadok-vozbuzhdeniya-i-forma/

Заявление о возбуждении уголовного дела: помощь адвоката

Возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего

   Заявление о возбуждении уголовного дела по факту кражи, мошенничества, иного события вызывает массу вопросов относительно его составления, которые можно решить с помощью нашему уголовного адвоката.

Подача заявления о возбуждении уголовного дела

   Следует отметить то, что подобный процессуальный документ имеет определенные правила составления. Несмотря на то, что форма его составления свободная, их следует учитывать.

   Так, например, перед тем, как написать заявление на соседа участковому, следует понимать, что оно имеет отличия от обращений в судопроизводстве гражданского права. Т.е. необходимо лишний раз убедиться, что это действительно единственный выход и верное решение в сложившейся ситуации. Ведь последствия подачи данного документа могут быть радикальными.

  • Во-первых, прежде чем написать заявление о привлечении к уголовной ответственности, стоит полностью изучить вопрос с юридической стороны. Не имея соответствующего образования, лучше это доверить опытному специалисту, проконсультировавшись у юриста.
  • Во-вторых, уже только после того, как примете окончательное решение, оформляйте заявление в полицию о возбуждении уголовного дела. Если заявление не будет иметь эффекта, то не забывайте про обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, которое возобновит проверку.  

Куда подавать обращение о преступлении?

   Все дела возбуждаются и расследуются согласно уголовно-процессуальному закону по месту совершения события, так, если кража произошла на территории Октябрьского района г.

Екатеринбурга, то вам не стоит терять время и пытаться подать заявление о случившемся в Ленинский отдел полиции.

Даже если, заявление примут оно в последующем все равно проследует в Октябрьский отдел, а, следовательно, будет потеряно время на пересылку материалов КУСП.

   Что касается определения органа, которому надлежит расследование по каждому конкретному случаю, то тут все намного сложнее. Неподготовленному заявителю сложно понять, когда его дело относится к следственному комитету, а когда им должны заниматься в отделе полиции. Но, уточняя  информацию в компетентных органах, Вы получите оперативный ответ на ваш вопрос.

https://www.youtube.com/watch?v=oJCGDfp-7Xc

Смотрите также ВИДЕО с советами адвоката по защите потерпевших:

Как составить заявление о возбуждении уголовного дела?

   Пишут его в свободной форме, однако при этом составлять его нужно в официальной, но уважительно-требовательной форме. Данный документ должен содержать:

  1. «шапку», где вы указываете полные данные адресата и адресующего;
  2. указание, что это именно заявление;
  3. четко, грамотно и по сути изложенный текст, при этом он должен быть не «мемуарами» с рассуждениями, кратко излагайте все о происшествии, обязательно укажите, если имеются свидетели, свои требования;
  4. информацию о том, что вы знаете о последствиях того, если донос окажется ложным;
  5. доказательную базу, если она есть (лучше оформить отдельным списком и прикрепить к документу);
  6. затем обязательно дата и подпись.

   Лучше с вопросом о том, как правильно написать заявление в полицию, обратиться к нашему юристу, который поможет разобраться в нюансах и правильно оформить документ. Кроме того, он разъяснит порядок того, что будет после, подскажет, как можно взыскать компенсацию морального вреда, который положен потерпевшему.

Проверка заявления о возбуждении уголовного дела

   В соответствии с ч. 2 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в каждом случае обнаружения признаков преступления, должностное лицо (руководитель отдела следствия или дознания, следователь, дознаватель или прокурор) обязаны принять меры по установлению события произошедшего преступления, изобличению лиц, причастных к совершению преступления.

   При этом должностное лицо, проводящее проверку, обязано принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, после чего, в пределах своей компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, принять по нему следующее из решений:

  • возбудить уголовное дело и начать расследование;
  • отказать в возбуждении уголовного дела, уведомив об этом заявителя.

   Под рассмотрением сообщения о преступлении понимается процессуальная деятельность уполномоченного должностного лица, которая направлена на решение непосредственных задач на стадии «возбуждение уголовного дела».

   Стоит особо отметить, что защита прав и законных интересов лиц и организаций, которые пострадали от преступлений (потерпевшие), а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод должна реализовываться с самого начала уголовного процесса, начиная с момента принятия сообщения о преступлении.

   Профессиональная, полная и оперативная проверка сообщения о преступлении напрямую способствует принятию верного решения на стадии «возбуждение уголовного дела». Кроме того, эффективное расследование преступлений положительно сказывается на защите прав и свобод потерпевших.

   Но, к сожалению, потерпевшие все чаще сталкиваются с непрофессионализмом должностных лиц, волокитой и неполнотой расследования уголовных дел. Но при низком уровне правосознания, становятся жертвами такой некомпетентности, тем сам не имея возможности в полной мере защитить свои права и свободы. Именно для того, чтобы избежать подобных ситуаций, необходим адвокат.

Срок возбуждения уголовного дела по заявлению

   Статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены конкретные сроки проведения доследственной проверки, после проведения которой должностным лицом выносится решение о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении:

  1. 3 суток – общий минимальный срок. Как правило, по преступлениям, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, решение принимается уже в первые сутки.
  2. 10 суток – по мотивированному ходатайству должностное лицо имеет право продлить срок проведения проверки. В этот период опрашиваются лица, изучаются документы, которые должностные лица не успели опросить и изучить в 3 суток.
  3. 30 суток – предельный срок проведения проверки.

   Также продлевается по мотивированному ходатайству, однако основаниями для продления служит исчерпывающий перечень действий:

  • Необходимость производства документальных проверок;
  • Необходимость производства ревизий;
  • Необходимость производства судебных экспертиз;
  • Необходимость исследования документов;
  • Необходимость исследования предметов;
  • Необходимость исследования трупов;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий.

   Не обязательно принимать решение в последний день срока. В случае, если должностное лицо считает, что все обстоятельства установлены, а в действиях лиц или конкретного лица имеется или отсутствует состав преступления, оно вправе вынести соответствующее решение.

   Каких-либо иных сроков для проверки сообщения и принятия решения по делу уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации не установлено.  

Можно ли забрать заявление после возбуждения уголовного дела?

   В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, в том числе обвинение в суде, осуществляется:

В частном порядке.

   Уголовные дела о преступлениях, предусмотренные нижеуказанными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

  • ч. 1 ст. 115 УК РФ – Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • ст. 116.1 УК РФ – Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию;
  • ч. 1 ст. 128 УК РФ – Клевета.

   Однако, все же имеются исключения, когда уголовное дело по данным статьям возбуждается должностным лицом без заявления потерпевшего. А именно, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или своего беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

   Такие дела имеют еще одну особенность – они рассматриваются мировыми судьями при условии, что известны данные лица, в отношении которого подано такое заявление. В противном случае, мировой судья отказывает в принятии заявления и направляет его в органы следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении дела, о чем уведомляет заявителя.

   И, пожалуй, самая главная особенность таких дел – возможность примирения! То есть, до удаления суда в совещательную комнату, заявитель имеет право попросить суд прекратить производство по делу. Таким образом, заявитель фактически забирает ранее поданное заявление.

В частно-публичном порядке.

Уголовные дела, предусмотренные нижеуказанными статьями, также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

  • ст. 116 УК РФ – Побои;
  • ч. 1 ст. 131 УК РФ – Изнасилование;
  • ч. 1 ст. 132 УК РФ — Насильственные действия сексуального характера;
  • ч. 1 ст. 137 УК РФ – Нарушение неприкосновенности частной жизни;
  • ч. 1 ст. 138 УК РФ — Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений;
  • ч. 1 ст. 139 УК РФ — Нарушение неприкосновенности жилища;
  • ст. 145 УК РФ — Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет
  • ч. 1 ст. 146 УК РФ — Нарушение авторских и смежных прав;
  • ч. 1 ст. 147 УК РФ — Нарушение изобретательских и патентных прав.
  • Если совершено индивидуальным предпринимателем:
  • ст. 159-159.3 УК РФ – Мошенничество;
  • ст. 159.5 УК РФ – Мошенничество в сфере страхования;
  • ст. 159.6 УК РФ – Мошенничество в сфере компьютерной информации;
  • ст. 160 УК РФ – Присвоение и растрата;
  • ст. 165 УК РФ – Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

   Некоторые граждане из-за незнания последствий и ответственности подают заявление о возбуждении уголовного дела, чтобы «напугать» обидчика. Чаще всего это происходит по ст. 116 УК РФ и ст. 131 УК РФ. Однако они не учитывают, что после подачи такого заявления, возбуждения уголовного дела, его уже невозможно забрать.

   С учетом того, что суды Российской Федерации, к сожалению, имеют обвинительную направленность, если дело доходит до судебного разбирательства, то адвокат должен приложить титанические усилия, чтобы максимально снизить наказание обвиняемого либо добиться оправдания.

   Стоит помнить о том, что оказавшись участником по вышеуказанным делам, тем более, если Вы этого не совершали преступление, никогда не следует соглашаться на «примирение», чтобы наказание было минимальным,  поскольку само примирение по таким делам уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.  Поэтому вестись на общения «Я потом заберу заявление» не следует.   

В публичном  порядке.

   Все остальные уголовные дела, кроме указанных в настоящей статье, являются  делами публичного обвинения, примирение сторон по которым невозможно, а значит и забрать поданное заявление о возбуждении уголовного дела вам не удастся!!!

Составление заявления о возбуждении дела в Екатеринбурге

   В современной жизни люди часто сталкиваются с разными обстоятельствами, которые требуют от них очень взвешенных и достаточно непростых действий. И в основном это касается осуществления своего гражданского долга, заключающегося в сообщении о преступлении, которое было совершенно группой лиц или одним человеком.

   Став свидетелем противоправных деяний или в рамках защиты прав потерпевшего после преступления, вам нужно подать заявление о возбуждении уголовного дела. Но прежде чем совершить данное действие, следует обдумать сложившуюся ситуацию, так как заявление о преступлении может иметь немалое количество «подводных камней».

   Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург может взять все хлопоты составления на себя: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня! 

Отзыв о нашем адвокате по защите потерпевшего

Читайте еще

Узнайте, как привлечь к уголовной ответственности за мошенничество по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/zayavlenie-o-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela

71. Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура

Возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 141. Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса. (оформляется рапортом)

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 142. Явка с повинной

1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения статьи 144 настоящего Кодекса во взаимосвязи с положениями пункта 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

N 3132-I признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

См. Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 настоящего Кодекса, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания ,а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г.

N 7-П положения части шестой статьи 144 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного статьей 115 или статьей 116 УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальном законом порядке

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения статьи 145 настоящего Кодекса во взаимосвязи с положениями пункта 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

N 3132-I признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

См. Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 настоящего Кодекса, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

Источник: https://speed-surf.ru/sudebnye_otvety/278-71-vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela-povody-osnovaniya-subekty-procedura.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.