Возврат излишне уплаченного налога для юридических лиц

Содержание

Как вернуть переплату по налогам юридических лиц

Возврат излишне уплаченного налога для юридических лиц

Собственники бизнеса не всегда знают, что у компании есть переплата по налогам, хотя при этом из оборота выпадают иной раз довольно значительные суммы.

Вывести переплату из налоговой не так просто, в том числе из-за постоянно «зависающего» в этом году программного обеспечения в ИФНС.

Есть ли выход и как избежать возникновения переплаты – ответы на эти важные вопросы знают наши специалисты.

Причины образования переплаты по налогам

Переплата может возникнуть по самым разным причинам, причем о некоторых компании не знают, пока не столкнутся с ними «лицом к лицу». Вот лишь несколько из них.

Оплата с опозданием и списание по инкассо

Самая распространенная причина переплат, как ни странно, – несвоевременная уплата налогов. Когда компания наконец оплачивает недоимку, может случиться так, что налоговая произведет списание по инкассо.

Эту ситуацию можно предотвратить, если оплачивать недоимку с учетом механизма взыскания налогов. Как правило, налоговики не производят списания внезапно. Обнаружив недоимку, налоговая инспекция:

  • выставит требование об уплате налогов (пени, штрафов);
  • установит срок исполнения своих требований.

Если требование не исполнить в срок, то в течение 10 дней налоговая принимает различные решения, в частности, с целью взыскать недоимку:

  • самостоятельно, посредством инкассо;
  • через приставов.

Отметим, что узнать о принятии ИФНС решения по поводу взыскания недоимки можно еще до того, как оно «прилетит» в компанию. Например, вот так выглядит оповещение, полученное от ИФНС через систему подготовки и сдачи отчетности СБИС:

Если налоговая решила взыскать долги через приставов, то процесс принудительного списания займет довольно продолжительное время. При этом компания получит постановление приставов с предложением о добровольной уплате.

О формировании налоговой инкассо компания не узнает. Поэтому вполне может произойти списание уже оплаченных сумм, даже если платежки были отправлены до получения решения о принудительном взыскании. Впрочем, аналогичная ситуация может возникнуть, если приставы выставят инкассо, не увидев оплаты.

Внимание!

Исполнив постановление приставов, обязательно известите их о своем платеже.

Переход в другую налоговую

Платежи с ОКТМО прежней налоговой новая инспекция отразит как переплату. Чаще всего такая ситуация характерна для НДФЛ, так как:

  • не все бухгалтеры знают об особенностях представления отчетности по этому налогу при смене инспекции;
  • программное обеспечение некоторых операторов телекоммуникационной связи (далее – ТКС) дезинформирует бухгалтеров, сообщая об ошибке при попытке отправить отчетность с ОКТМО прежней инспекции, в которую был оплачен НДФЛ, например, за первый месяц квартала (до смены компанией местонахождения).

Как платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений

Дезинформирует бухгалтеров и то, что по разным ОКТМО инспекции именуют НДФЛ по-разному:

У компаний на общей системе налогообложения по такому же основанию может возникнуть переплата по налогу на прибыль или другим налогам с авансовыми платежами.

Особенности уплаты и корректировки налогов

Авансовые платежи могут стать причиной переплаты не только при переходе в другую инспекцию. Уплачиваемые в течение квартала (года), нередко они превышают итоговую сумму:

  • налога на прибыль;
  • налога в случае применения УСН.

Переплата может возникнуть и при подаче уточненной декларации. Такие случаи нередки, если новый бухгалтер не знает, что компания применяет льготу.

Человеческий фактор

Масса ошибок возникает из-за ошибок бухгалтеров, формирующих платежки. Однако переплатой можно считать только те случаи, когда в платежном поручении сумма была завышена.

Внимание!

Если бухгалтер допустил ошибку не в сумме, а в других реквизитах платежа (КБК, ОКТМО, статус плательщика, тип платежа), то такой платеж можно уточнить, даже если он уже отражен в виде переплаты.

Как выявляют переплаты

Ситуаций, когда компания узнает о наличии у нее переплаты, так же, как и причин ее возникновения – немало.

Сообщение из инспекции

В теории, обнаружив переплату по налогам или страховым взносам, администрируемым налоговой, инспектор должен:

  • сообщить о ней налогоплательщику;
  • зачесть в счет недоимки, если КБК и прочие условия позволяют, и также сообщить об этом налогоплательщику.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 78 НК РФ. На практике налоговики о зачетах сообщают более-менее регулярно, а вот о возникновении переплаты – почти никогда.

Внимание!

Неисполнение налоговым органом обязанности по информированию не прерывает трехлетнего срока, в течение которого компания может вернуть излишне оплаченные суммы (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-vernut-pereplatu-po-nalogam-yuridicheskikh-lits/

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога – Статьи – Консалтинговая группа

Возврат излишне уплаченного налога для юридических лиц

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

https://www.youtube.com/watch?v=c59eyFjeoAE

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/187/vozvrashaem-izlishniyr-nalogi

Как заполнить? | Заявление о возврате налога | СБИС Электронная отчетность и документооборот

Возврат излишне уплаченного налога для юридических лиц

Строки «ИНН» и «КПП» заполняются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС». Порядковый номер страницы также заполняется автоматически.

В титульном листе заявления налогоплательщиком заполняются все необходимые реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

В поле «Номер заявления» указывается порядковый номер заявления от заявителя в текущем году.

В поле «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который подается заявление.

Этот код указан в документах о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика). По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

В поле «Полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) / фамилия, имя, отчество физического лица» отражается наименование организации, соответствующее тому, которое указано в учредительных документах либо ФИО физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

В поле «На основании статьи» выбирается номер статьи НК РФ, в соответствии с которой производится возврат.

Далее выбирается код суммы, которую заявитель просит вернуть:

  • «1» – излишне уплаченная;
  • «2» – излишне взысканная;
  • «3» – подлежащая возмещению.

Затем выбирается соответствующий код платежа: «1» – налог, «2» – сбор и т.д. и указывается сумма переплаты, которую заявитель просит вернуть из бюджета.

В поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указывается код налогового (расчетного) периода в соответствии с установленными требованиями:

  • для заполнения первых 2-х знаков данного показателя выбирается соответствующий код: «МС» – месячный, «КВ» – квартальный, «ПЛ» – полугодовой, «ГД» – годовой, «Дата» – конкретная дата уплаты налога;
  • в 4-м и 5-м знаках показателя указывается: номер месяца (от 01 до 12) – для «МС», номер квартала (от 01 до 04) – для «КВ», номер полугодия (от 01 до 02) – для «ПЛ», для «ГД» – «00»;
  • в 7-10 знаках указывается год.

В поле «Код по ОКТМО» выбирается код по месту уплаты налога или сбора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС России «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

В поле «Код бюджетной классификации» выбирается КБК налога или сбора, по которому числится переплата.

Внимание! Каждому налогу соответствует один или несколько кодов бюджетной классификации (КБК) в зависимости от признака платежа. Так, например, при выборе кода платежа «01» из соответствующего справочника выбирается КБК налога, переплату по которому заявитель просит вернуть из бюджета.

Если в отношении данного налога необходимо вернуть излишне взысканные пени, то при изменении кода платежа с «01» на «04» автоматически изменяется КБК, в частности, значение 14-17 разрядов.

По структуре КБК представляет собой 20-значный код, в котором разряды с 1 по 20 означают следующее:

  • разряды 1-3 – код ведомства, контролирующего уплату налога или сбора (например, «182» – ФНС);
  • разряд 4 – код группы доходов (например, «1» – налоговые и неналоговые доходы, «2» – безвозмездные поступления);
  • разряды 5-6 – код подгруппы доходов (например, «01» – налог на прибыль, «02» – страховые взносы и т.д.);
  • разряды 7-11 – код статьи и подстатьи доходов;
  • разряды 12-13 – код элемента доходов (например, «01» – федеральный бюджет, «06» – бюджет ПФР и т.д.);
  • разряды 14-17 – код группы подвида доходов бюджетов (например, «0000» – общая группа подвида дохода по налогу на прибыль, «1000» – группа доходов по налогу на прибыль, «2100» – группа доходов по пеням по налогу на прибыль, «3000» – группа доходов по штрафам по налогу на прибыль и т.д.);
  • разряды 18-20 – код аналитической группы подвида доходов бюджетов (например, «110» – налоговые доходы, «120» – доходы от собственности и т.д.).

В поле «Заявление составлено на ____ страницах» автоматически указывается количество страниц, на которых составлено заявление.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

  • 1 – если заявление представлено налогоплательщиком,
  • 2 – если заявление подано представителем налогоплательщика.

При этом указывается ФИО руководителя организации либо представителя, а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

В поле «Телефон» отражается номер телефона налогоплательщика либо его представителя.

Также на титульном листе автоматически указывается дата.

Сведения о счете в банке

Раздел предназначен для отражения реквизитов банковского счета, на который заявитель просит вернуть переплату. В сведениях указываются: наименование банка и счета, номер корреспондентского счета, БИК, номер счета получателя и его наименование.

Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем

Этот раздел предназначен для заполнения физическим лицом, не являющимся ИП и не указавшим свой ИНН. В сведениях отражаются персональные данные лица: дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства.

Источник: https://SBIS.ru/formats/docFormatCard/116683/help

Срок давности возврата переплаты по налогам

Возврат излишне уплаченного налога для юридических лиц

Подать в налоговую инспекцию Заявление о возврате налоговой переплаты можно лишь в течение 3 (трех) лет с момента ее образования (ст. 78 НК РФ). Как возникает налоговая переплата, как ее вернуть, в какой срок? Расскажем по порядку про срок давности возврата переплаты по налогам.

01. Как возникает переплата по налогам

Сразу начнем со свежего примера. Бухгалтер правильной организации правильно решила сверить налоги, что делает каждый квартал. Сделала это в полной уверенности, что переплаты/недоимки нет. Запросила акт сверки расчета по налогам (хорошо).

Налоговая инспекция выдала акт сверки, где появилась пени почти на 1 (один) миллион рублей (плохо). Оказалось, что в налоговой инспекции в связи с запуском нового программного обеспечения произошел сбой. Возникла техническая ошибка, которую территориальная инспекция устранить не может.

С этой ситуацией мы продолжаем работать. А речь здесь идет о полезности регулярных сверок с контрагентами, в том числе налоговой инспекцией, которые позволят вовремя принять меры. Грешат техническими проблемами не только контрольные органы.

По аналогии излишне уплаченный/начисленный налог/санкции могут возникнуть не только из-за технических сбоев, но и в результате недостатков в бухгалтерском учете, банальных опечаток.

Основные причины налоговой переплаты

  • Бух. ошибка при расчете налога – завышена облагаемая база, неверно примененены ставки, льготы и т.п.;
  • Бух. ошибка при уплате налога – технические опечатки при подготовке платежных поручений. Если в платежном поручении неверно указали – тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО), статус плательщика, то уточните платеж. В отдельной статье – Как уточнить налоговый платеж;
  • Бух.

    ошибка при уплате налога – ошибка в сумме, перечислено больше;

  • Налоговая переплата по авансовым платежам. Некоторые налоги предусматривают ежеквартальный расчет и  уплату авансовых платежей. Когда в конце года происходит снижение налогооблагаемой базы, то ранее перечисленные авансовые суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом;
  • Уточненная декларация.

    Найдены ошибка или документы в прошлом периоде, подана за этот период уточненная декларация.

Обращаем внимание – делать сверку налогов с бюджетом всем нужно делать не реже 1 (одного) раза в квартал. Об этом мы подробно писали в статье – Как произвести сверку взаимных расчетов с бюджетом?
Источник: https://firmmaker.

ru/stat/nalogovye/kak-proizvesti-sverku-vzaimnykh-raschetov-s-byudzheto?

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 (десяти) дней со дня обнаружения такого факта.

  В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (ст. 78 НК РФ).

На практике мы не наблюдаем таких положительных активностей со стороны контрольных органов. Поэтому пользуемся старой поговоркой – Сам смекай, где омут, где край.

Итак, переплата обнаружена – что делаем дальше?

02. Как вернуть переплату из бюджета

Налоговую переплату можно (ст. 78 НК РФ):

Мы не планируем в этой статье говорить о тонкостях зачета или возврата.

Скажем лишь, что если желаете зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу (то есть в пределах одного КБК и ОКТМО), то обращаться в ИФНС за зачетом не нужно.

Он будет произведен в карточке лицевого счета автоматически, как только в ней отразятся очередные начисления или поступления по этому налогу. Вы просто в очередной раз перечисляете в бюджет меньше, чем нужно, на сумму переплаты.

Общие правила для возврата переплаты налогов

Расскажем по шагам, что нужно сделать:

  1. Заказываем Акт сверки расчетов в налоговой инспекции. На ее подготовку у ИФНС есть 10 (десять) рабочих дней;
  2. Заполняем и подаем Заявление о возврате налоговой переплаты ( электронная форма, ЛК налогоплательщика либо лично);
  3. Получаем живые деньги ли зачет. Зачет – в течение 10 (десяти) дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Возврат – в течение 1 (одного) месяца, при этом сначала будет погашена вся имеющаяся недоимка по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам.

03. Если срок пропущен

Общее правило – организация должна заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 (трех) лет с момента ее появления (ст. 78 НК РФ). Моментом появления считается – день подачи первоначальной декларации или уплаты налога (пени, штрафа) или день подписания акта сверки (правда, есть разные позиции судов на этот счет).

Налоговая может списать истекшую переплату

Прошло 3 (три) года. У организации переплата. Вы с ней ничего не делаете. Что делает налоговая?

Инспекция может списать налоговую переплату, по которой истек срок исковой давности. Но это возможно только в следующих случаях (Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@):

  • Организация подает заявление списании в ИФНС;
  • Появилось и вступило в силу силу решение суда, по которому организации отказали в восстановлении срока давности;
  • Организация не ведете деятельность, не сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность. ИФНС может списать переплату, если уведомила о ее наличии, организация не подавала заявление о ее возврате (зачете), нет налоговой задолженности, на погашение которой можно направить переплату.

В остальных случаях списать переплату инспекция не вправе.

Давайте порассуждаем логически. Три года – не малый срок. Выявление переплаты по налогу сверх срока давности в организации с правильно поставленным бухгалтерским учетом – редкая ситуация. Она возможна в исключительных случаях. В таком случае для возврата суммы излишне уплаченного налога организация вправе обратиться в суд с иском о возврате.

Каждую такую ситуацию нужно разбирать отдельно. Правильный бухгалтерский аутсорсинг контролирует этапы: от сбора первички до расчета налогов и подачи отчетности. Поэтому налоговые переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся бухгалтер клиента до передачи бух.

учета к нам на аутсорсинг, мы произведем сверку налоговых расчетов и вернем денежные средства в организацию.

Фирммейкер, октябрь 2019Евгений Морозов, Елена Житушкина (Карпова)

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/srok-davnosti-vozvrata-pereplaty-po-nalogam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.