Возврат земельного налога в бюджетном учреждении

Земельный налог в бюджетных учреждениях

Возврат земельного налога в бюджетном учреждении

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты. Об уплате земельного налога бюджетными учреждениями вы узнаете из этой статьи.

Прежде всего, обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно к параграфу 7 «Некоммерческие унитарные организации» гл. 4 части первой ГК РФ. Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Собственником имущества учреждения является его учредитель, и на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным, что определено п. 1 ст. 123.22 ГК РФ.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Деятельность бюджетных учреждений, помимо ГК РФ, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). Согласно ст. 9.

2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктом 9 ст. 9.

2 Закона № 7-ФЗ также определено, что имущество бюджетного учреждения, собственником которого соответственно выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
Как вы знаете, земельный налог п. 1 ст.

15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается не только гл.

31 «Земельный налог» НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога, согласно ст. 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом  налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Для справки: последним из названных прав могут обладать только граждане, на что указывает п. 1 ст. 266 ГК РФ.

Не признаются плательщиками земельного налога организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

То есть организации признаются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и эти участки являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения будут признаваться налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного бессрочного пользования, а также в отношении земельных участков, приобретенных бюджетными  учреждениями в собственность за счет средств от приносящей доход деятельности, при условии, что эти земельные участки являются объектами налогообложения земельным налогом.

Земельный участок в силу п. 1 ст. 389 НК РФ признается объектом налогообложения, если он расположен в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых содержит п. 2 ст. 389 НК РФ.

Право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования возникает у бюджетного учреждения с момента государственной регистрации земельного участка (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Доказательством существования зарегистрированных вышеуказанных прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), что закреплено ст. 2 Федерального закона от 21.

07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). Проведенная запись в реестре удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельный участок, доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные бюджетному учреждению до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Указанное положение следует из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской  Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов  (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Источник: https://dis.ru/library/597/33756/

Письмо Минфина России от 6 февраля 2020 г. N 02-07-10/7764 Об использовании денежных средств, поступивших бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплата которого осуществлялась за счет средств субсидии на государственное задание

Возврат земельного налога в бюджетном учреждении

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел письмо (далее – Письмо) и сообщает следующее.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.

N 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации”, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Одновременно сообщаем, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).

Согласно части 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса, должны определять в том числе:

1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;

2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;

3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Согласно части 6 статьи 69.

2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон N 83-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Аналогичные нормы предусмотрены положениями пункта 3.15. статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон N 174-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, устанавливающих обязанность возврата в бюджет остатка средств субсидии на государственное (муниципальное) задание (в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет) (далее – остаток субсидии) в случае исполнения государственного (муниципального) задания.

Восстановление остатка неиспользованных средств в связи с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет, финансовым источником которой являлись средства субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, подлежит отражению в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 4 “Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания” по статье классификации операций сектора государственного управления 510 “Поступление денежных средств и их эквивалентов”.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением вышеуказанных средств является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (начиная с Плана ФХД на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов – приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н “О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения”).

Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, денежные средства, поступившие бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплата которого осуществлялась за счет средств субсидии на государственное задание, могут использоваться в соответствии с Планом ФХД на цели, соответствующие целям создания данного учреждения, с учетом положений части 1 пункта 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ и пункта 3.15. статьи 2 Закона N 174-ФЗ.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Деньги, поступившие бюджетному учреждению в связи с возвратом сумм земельного налога, уплаченного за счет субсидии на госзадание, могут использоваться в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности на цели, соответствующие целям создания данного учреждения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73452490/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.